Святитель Феофан и книги

mpi2014

Вступление

 

Лишь всюду видны груды книг –

Отцов святых великие творенья,

Что будят в нас небесные стремленья…

Прп. Варсонофий Оптинский

Среди богословов и иерархов Русской Православной Церкви XIX в. имя святителя Феофана, Затворника Вышенского занимает особое место. Всю свою жизнь посвятил он поиску пути ко спасению. И все богатейшее духовное наследие, которое он оставил последующим поколениям, запечатлено образом христианской жизни, пронизано заботой о нравственном развитии общества, освещено добродетелями и подвигами, направляющими человека по пути к жизни вечной.

На протяжении всего земного пути святителя Феофана непременно сопровождали книги. В период учебы в Ливенском духовном училище, где Георгий Говоров – будущий святитель Феофан – был лучшим учеником, в Орловской семинарии, в Киевской духовной академии, где принял монашеский постриг, в бытность ректором Санкт-Петербургской духовной академии, в каждый из периодов жизни святителя книги Священного Писания, святоотеческие творения, труды церковных писателей и светских авторов, газеты и журналы были непременными его спутниками.

Во время пребывания в Русской Духовной миссии на Святой Земле в 1847–1854 гг. иеромонах Феофан побывал в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, других евангельских городах и местах древней Палестины. И там, где творилась живая Евангельская история, изучал он монастырские библиотеки. В древнейшей обители – святой Лавре преподобного Саввы Освященного, одном из самых значимых монастырей Православной Церкви, он знакомился с памятниками аскетической письменности, отыскивал старинные рукописи. Посетил святые места Египта и Сирии; на Синае подробно ознакомился со знаменитым библейским манускриптом IV в. Именно тогда, в период Палестинской миссии, начались переводческие труды святителя Феофана. Изучив греческий, французский, еврейский и арабский языки, он перевел многие рукописи и творения святых отцов, которые во многом определили и характер его богословской мысли. Рукописные сборники писаний святых подвижников святитель Феофан собирал и переводил на русский в течение всей жизни. И переводы, выполненные Вышенским Затворником, являющиеся по своей сути свободными авторскими пересказами святоотеческих произведений, до сего дня остаются памятниками русского богословия и духовного просвещения XIX века.

Святитель Феофан Затворник занимает особое место и среди христианских педагогов, много потрудившихся на поприще воспитания молодого поколения. При назначении на должность ректора Олонецкой духовной семинарии в 1855 г., главной заботой архимандрит Феофан считал воспитание учащихся и часто говорил: «воспитание из всех дел самое святое». В своей педагогической деятельности особое внимание он обращал на внеклассное чтение, советовал больше читать книг религиозно-нравственного содержания, а произведения светского содержания – только те, что не противоречат православному учению.

Он заботился о пополнении семинарской библиотеки, для чего обращался в духовные академии с просьбой прислать имеющиеся лишние книги, в особенности, по расколу. В результате было собрано много старопечатных и рукописных книг; в семинарии сформировалась достаточно полная противораскольническая библиотека. Отправляясь в 1856 г. из Петрозаводска в Константинополь на служение в должности настоятеля Посольской церкви, архимандрит Феофан пожертвовал свою личную библиотеку Олонецкой семинарии.

Будучи в 1857–1859 гг. ректором Санкт-Петербургской духовной академии, святитель внимательно следил за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. Студентам архимандрит Феофан рекомендовал читать святоотеческие творения и проповеди. По свидетельству жизнеописателей, он был замечательным педагогом и добивался великолепных результатов, ибо руководствовался самыми возвышенными взглядами, полагая в основание тот принцип, который многими одобряется, но не многими осуществляется – христианскую любовь.

Кроме преподавания канонического права, он занимался проповедничеством и произнес за этот период более двадцати проповедей, благодаря чему снискал славу лучшего в то время проповедника. В 1859 г. его проповеди были изданы отдельной книгой под названием «Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана». В то же время он возглавлял Комитет по изданию трудов византийских историков в русском переводе и был редактором журнала «Христианское чтение», в котором регулярно публиковались его сочинения.

Во время служения на Тамбовской кафедре в 1859–1863 гг. почти каждое богослужение святитель сопровождал проповедью, которые впоследствии вошли в книгу «Слова к Тамбовской пастве». Он находил время и для научно-литературной работы. Когда в Петербурге вышли «Письма о христианской жизни» в четырех выпусках; после издания первого выпуска редактор журнала «Домашняя беседа» В.И. Аскоченский писал: «Рекомендуем всем православным христианам эту прекрасную книжку. Лучше, умней и благопотребней ее ничего не вышло у нас за нынешний 1858 год в светской печати в мире письменном». Когда в 1861 г. стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости», владыка следил за выходом издания и сам участвовал в подготовке номеров. Во время служения на Владимирской кафедре по его инициативе в 1865 г. были основаны и «Владимирские епархиальные ведомости».

Двадцать восемь лет (1866–1894 гг.) епископ Феофан прожил в Вышенской пустыни, где он предался полному затвору, чтобы ничто не мешало молитвенному служению Христу и созданию богословских произведений. Об этом периоде сохранилось мало сведений, однако о многом можно узнать из его писем. Свои богословские труды преосвященный Феофан создавал после Божественной литургии, которую служил в церкви во имя Богоявления, устроенной в своей келье. Он обладал богатой и разнообразной келейной библиотекой – одной из лучших и самых больших частных библиотек того времени в России, состоявшей более чем наполовину из иностранных книг, это ярко свидетельствовало о том, что святитель Феофан – человек науки. Многочисленные замечания святителя, сделанные карандашом на полях, говорят о частом обращении к книгам. Нередко день и ночь он проводил за литературными трудами, изучая огромное количество литературы на русском и иностранных языках. Все прочитанное критически осмысливал, молитвенно переживал, пропуская через свою душу, в результате из-под пера его выходили творения разнообразные по тематике и глубокие по исследованию вопроса. «Чтение было высоким подвигом жизни преосвященного Феофана», – писал архимандрит Георгий (Тертышников).

Основной труд епископа Феофана – «Путь ко спасению» был издан в 1868 г. В нем излагается сущность нравственного учения святителя, указывается путь христианской жизни. С 1869 г. в «Домашней беседе» начали печататься отдельные мысли и афоризмы святителя, которые впоследствии вошли в книгу «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев». Важнейшая из переводных работ святителя Феофана – «Добротолюбие» – вышла в 1877–1889 гг. в 5-ти томах.

Особым видом литературной деятельности являются письма преосвященного Феофана. Он принадлежал к числу тех искренних и глубоких писателей, у которых печатное слово находится в полном согласии с их жизнью, поэтому многие обращались к нему и за духовными советами. Он отвечал всем. Письма, в которых раскрывается его личность как учителя Церкви Христовой, обнаруживается глубина мудрости, были истинным руководством для тех, кто их получал, великой отрадой и духовным утешением. В них святитель Феофан ясным и доступным языком говорит о самых сложных предметах, дает множество ответов на самые разные вопросы, советы – как поступать в различных обстоятельствах жизни, как должен жить человек, чтобы победить страсти, очистить свое сердце от грехов и стяжать Царство Небесное, то есть построить свою жизнь в согласии с волей Божией и обрести свой путь ко спасению. В них говорится о семейной жизни и воспитании детей, о правильном совершении домашней молитвы и о молитве Иисусовой, о терпении скорбей и болезней, обо всем, что важно человеческому сердцу.

Он советовал читать спасительные книги – «Евангелие», святоотеческие творения, свои труды, в которых он уже дал ответы на многие вопросы, ибо чтение духовное умиротворяет душу, подает вразумление, придает силы духовные. «Читай книги и по ним учись жить», – писал святитель Феофан, жизненный подвиг которого может служить примером, как и его книги, ибо они дают ответ на главный вопрос – в чем цель всей жизни?