Святитель Феофан и книги

Звукозапись к уроку «Вышенский Затворник»

mpi2014

Слайдер к уроку "Вышенский Затворник"

Урок для учащихся средней возрастной группы

 

Тема: «Вышенский Затворник»

 

Цель: показать жизнь – подвиг святителя Феофана в Вышенском затворе

Задачи:

  1. Уяснить понятия: «затвор», «затворник».
  2. Дать знания о жизни и деятельности свт. Феофана в затворе.
  3. Показать личность свт. Феофана Затворника.

Методы:

 

  1. Беседа.
  2. Работа с текстами: высказывания свт. Феофана, воспоминания современников.
  3. Использование видео- и фотоматериалов.

Ход урока

 Учитель – Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском.

Среди святых, в земле Рязанской просиявших, есть Феофан Затворник. К его имени прибавлено ещё одно слово – Вышенский, по названию посёлка Выша.

Слайд – Карта Рязанской области, Шацкий район, п. Выша.

Успенский Вышенский монастырь находится в 25 км от г. Шацка на правом берегу реки Цны при впадении в неё реки Выши. В XVIIв. на этом месте была сначала основана Вышенская пустынь. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Но постепенно Вышенская обитель стала возрастать и к середине XIXв. приобрела большую известность. Именно здесь и провёл святитель Феофан 28 последних лет своей жизни.

Весной 1866 г. после плодотворного 25-летнего служения Церкви на различных поприщах преосвященный Феофан подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни.

Находясь на Тамбовской кафедре (Шацкий уезд входил в Тамбовскую губернию), архиепископ Феофан по служебным делам посетил Вышенский монастырь и полюбил эти места. Не раз свт. Феофан говорил: «Нет места лучше, чем Выша». Возглавляя Тамбовскую епархию, архипастырь искал здесь уединения. Отдалённое положение обители вполне соответствовало духовным потребностям свт. Феофана.

 

СлайдыУспенский Вышенский монастырь.

«Вышенская пустынь лежит вдали от больших и шумных городов, расположена среди прекрасной лесной природы, при слиянии двух рек: Цны и Выши. В летнее время воздух пропитан благоуханием лесной смолы и всегда полон таинственного шума могучего, векового бора»,– так описывает Вышенскую обитель один из биографов святителя.

Икона свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Учитель Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки монастырские стены – они звали его на новый духовный подвиг.

Слайд«Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым… имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить».

Свт. Феофан.

Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве настоятеля. Но суетная должность нарушала его внутренний покой, и он подаёт прошение об освобождении от этой должности, которая была удовлетворена.

После пасхальных дней 1872 г. епископ начал вести затворническую жизнь. Он добровольно принял особый вид монашества – ЗАТВОР. Затвор – это жизнь в уединении, вне общения с людьми.

Свт. Феофан прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле. Часто в письмах он напоминал собирающимся посетить его в затворе:  «Вы желаете на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать и не принимаю». Поэтому к имени святителя Феофана было добавлено – Затворник Вышенский.

С момента начала затворнической жизни он принимал у себя только настоятеля монастыря – игумена Аркадия, духовника Тихона и келейника – отца Евлампия. Ни родные, ни знакомые, ни даже лица царской семьи не могли нарушить его затвора.

Время затвора – важнейшее время, центр жизни преосвященного Феофана. 22 года провёл свт. Феофан в затворе. Здесь, в Вышенском затворе, он написал свои труды и совершил свой жизненный подвиг.

И, прежде всего, подвиг молитвенный. В сознании свт. Феофана понятие о затворе отождествлялось с мыслью о непрестанной  возможности общения с Богом через молитву.  Большая часть затворнической жизни святителя проходила в богослужении и молитве. Он устроил в своей келье малую церковь во имя Богоявления Господня, в которой и совершал церковные службы в одиночестве, но соблюдая церковный чин. Богообщение – главное в затворнической жизни свт. Феофана.

Живя в затворе в Вышенской пустыни, епископ Феофан чувствовал в своей жизни «бездну милосердия Божия». Уединение было для него «слаще меда». «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас… Вышу можно променять только на Царствие Небесное», –писал свт. Феофан.

Богообщение нужно было свт. Феофану, по его словам, для того, чтобы  «пересмотреть и пообчистить многое готовое к печати; исправить и отпечатать, чтобы могли читать любящие», то есть погрузиться в работу над созданием книг.

В свободное от молитв время святитель-затворник занимался богословскими трудами. За время пребывания на Выше им была создана основная часть его творений, которые насчитывают более сорока томов. Среди русских духовных писателей он занимает первое место по масштабам своего духовного и богословского творчества.

Труды свт. Феофана можно подразделить на три вида: нравоучительные, истолковательные и переводные.

Особую ценность представляют для православных христиан и богословской науки труды свт. Феофана по христианской нравственности. В основном труде – «Путь ко спасению» – изложена сущность учения свт. Феофана. «Здесь все, что мною писалось, что пишется и будет писаться», – сказал свт. Феофан Затворник.

Одним из важнейших дел жизненного подвига свт. Феофана являются его труды по изъяснению Слова Божия, представляющие важный вклад в русскую библеистику. Главная книга здесь – «Толкование Апостольских Посланий».

В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области богословия находится его переводческая деятельность. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие»,основу которой составляют писания о духовной жизни основателей и духовных учителей христианства.

За эти труды все духовные академии Русской Православной Церкви избрали свт. Феофана своим почётным членом, а Петербургская присвоила ему в 1890 г. звание доктора богословия.

Особый вид литературных трудов епископа Феофана представляет его переписка. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к поистине всероссийскому архипастырю. Долгое время свт. Феофан находился в переписке с девушкой, искавшей у него ответов на множество вопросов о христианской жизни. Из этой переписки впоследствии появилась книга «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?», где святитель исключительно проникновенно, сердечно, простым и ясным языком говорит об идеале христианской жизни и о том, как к нему идти.

Слайд – Главные творения свт. Феофана, Затворника Вышенского:

«Путь ко спасению»

«Толкование Апостольских Посланий»

 «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?»

«Добротолюбие»

Учитель – Что такое затвор и для чего стремился свт. Феофан к затворнической жизни?

Ответы

Учитель – В чём состоял подвиг свт. Феофана, Затворника Вышенского?

Ответы

Комментарий учителя

Учитель – Об укладе своей жизни свт. Феофан не оставил никаких дневников, записок. Свидетелей этой жизни тоже не было. Мы можем судить о том, как жил затворник, по его письмам, а также по описанию кельи теми, кто вошёл сюда уже по его кончине. И письма, и записки современников помогают представить жизнь и, что очень важно, личность свт. Феофана.

Как описывает келью Вышенского затворника протоиерей Михаил Хитров, один из первых биографов свт. Феофана?

Ответы  – Из воспоминаний протоиерея Михаила Хитрова

«Близ монастырской ограды Вышенской обители находится двухэтажный флигель. В нижнем каменном этаже помещаются монастырские просфорни и две братские кельи. В верхнем деревянном – келья затворника Феофана…» 

«Стены деревянные, без обоев, несколько потемневшие от времени. Мебель и вся обстановка до последней крайности простые и ветхие. Шкаф с угольником из простого дерева… складной аналой, ветхий… Железная кровать, складная... Диваны берёзового дерева, с жестяными сиденьями… Всё остальное в таком же роде… Всё такое ветхое, простое и до крайности недорогое, а то и самодельное».

Учитель – Можно ли по описанию обстановки, в которой жил человек, получить представление о его характере?

Какие черты характера епископа Феофана вы можете назвать?

Ответы

Учитель –Свт. Феофан занимал весь второй этаж. Здесь было несколько комнат, больших, светлых. Сейчас архиерейские покои отремонтированы, и здесь открыт музей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд – Музей в Вышенском Успенском монастыре: библиотека, мастерская, кабинет, церковь.

Учитель – Самая большая комната – библиотека.

Зачитайте из воспоминаний современника, что она собою представляла.

Ответы  – Библиотека свт. Феофана Затворника.

Из воспоминаний современника свт. Феофана.

«Третья комната – библиотека. Все 4 стены этой комнаты горизонтально, сверху донизу, разделены полками, которые сплошь заставлены книгами на разных языках (еврейском, древне- и новогреческом, латинском, французском, немецком, английском, славянском, русском)».

«Большая часть книг богословского, нравоучительного и церковно-исторического содержания. Немало книг по истории гражданской, по философии, словесности, математике, архитектуре, живописи, медицине, есть географические карты, исторические атласы, альбомы картин различных художников; масса духовных журналов, есть и светские иллюстрированные».

Учитель – Что можно сказать о свт. Феофане, познакомившись с его библиотекой?

Ответы 

Учитель – Такое разнообразие книг говорит о широте его интеллектуальных интересов. Библиотека свт. Феофана была одной из лучших частных библиотек в России того времени и насчитывала около 3-х с половиной тысяч томов, не считая журналов и мелких брошюр. Владыка постоянно ее пополнял, покупая на свою пенсию все самое лучшее, что выходило в те времена.

Библиотека была энциклопедического содержания. Помимо духовных книг на полках стояли тома “Всемирной истории” И. Шлоссера, “Истории России” С.М. Соловьева; философские сочинения И. Канта, Г. Гегеля; естественнонаучные труды Ч. Дарвина, Д.И. Писарева, а также художественная литература – А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, У. Шекспир.

Чтение святитель считал очень серьёзным занятием.

Учитель –Что говорил свт. Феофан о пользе чтения?

Ответы  – Феофан Затворник о пользе чтения

«Читать нужно с усвоением и чувством, без этого чтение – сорняк при дороге. Читанное прочесть надо до чувства и вывести урок для себя… Читать надо не затем, чтобы память набивать разными сведениями и понятиями, а затем, чтобы получить назидание».

«Как светильник телу – очи, так светильник душе – ум, зерцало же ума – святые книги».

«Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись».

«Почему надлежит нам каждодневно со вниманием прочитывать святые книги, чтобы почерпать из них душеспасительные наставления, пригодные к исправлению жития нашего. Они обличают совесть, открывают страсти и неприязнь к ним возбуждают, научают добродетелям…»

«Что опытный вождь для воинства, что искусный кормчий для корабля, что проводник для идущих по сбивчивой дороге, то святые книги для воинствующих в воинстве христиан…»

Слайд – Кабинет свт. Феофана.

Учитель – Ещё одна большая комната – кабинет. Здесь рабочий стол. И опять книги, журналы. Особое внимание привлекают телескоп, 2 микроскопа, анатомический атлас, 6 атласов по географии, а также по всеобщей истории, церковный и библейский атласы. Здесь же находятся шкафы с многочисленными рукописями свт. Феофана. И это тоже характеризует круг интересов и его исследовательскую работу. Свт. Феофан говорил:

Слайд –«Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека и законы жизни в них проявляющиеся, – великая во всём этом премудрость Божия! Неисследимая».

Свт. Феофан.

 

Слайд – Мастерская.

Учитель – Была у свт. Феофана и мастерская.

Зачитайте, что пишет протоиерей Михаил Хитров, биограф свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Ответ  –  Воспоминания протоиерея Михаила Хитрова о мастерской

«Вот два ящика с инструментами: токарными, столярными, переплётными… Палитра для красок и кисти, фотографический аппарат; станок для выпиливания из дерева, верстак, токарные станки… Зачем всё это?»

Учитель  –  Ответ находим у самого свт. Феофана. Зачитайте.

Ответы  – Святитель Феофан о рукоделии

«Без дела как быть? Будет грешная праздность… Нельзя все духовным заниматься; надо какое–либо нехлопотное рукоделие иметь.  Только браться за него надо, когда душа утомлена; и ни читать, ни думать, ни Богу молиться неспособна.  А если духовные занятия идут хорошо, то рукоделия можно не касаться. Оно назначается для наполнения времени, которое без него придется проводить».

«Без работы же умрешь. Когда писать не хочется, сейчас скука. Возьмешься за работу, и все пройдет».

Учитель – Довольно много времени епископ уделял переплётному делу. В письме к своему знакомому Н. В. Елагину он пишет: «Переплет мне нравится больше других рукоделий».

Правда, освоил он это дело не сразу. «Переплет мой идет. Три книги уже испортил. За четвертую берусь», – писал он в одном из писем. Вскоре, однако, дело пошло на лад. Посылая в Москву одному родственнику своё сочинение в собственном переплёте, он скромно заметил: «Переплетать у нас некому. Я и сам переплетчик, да уж очень плохой, негоже для Москвы».

Слайд – Панагия. Крест.

Учитель – Сохранились предметы епископского облачения свт. Феофана, сделанные его руками: резная панагия с деревянной цепочкой, деревянный резной крест для ношения на груди.

Но самое главное и любимое рукоделие Феофана Затворника – это живопись, большим любителем и знатоком которой он был. Сам он хорошо рисовал. Но особенно святитель любил священное искусство иконописи.

Слайд – Работы свт. Феофана (иконы, портреты).

Учитель – Что об этом можно прочитать в воспоминаниях его первых биографов?

Ответы  – Воспоминания современника о живописном искусстве святителя Феофана

«Нося в душе образы иного, высшего Небесного мира, он, видимо, желал окружить себя и на земле их светлыми отражениями».

В келье святителя такое изобилие икон и картин священного содержания! «Большинство, если не все, из них писаны его святительской рукой: «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со креста», «Спаситель в терновом венце», Образ Спасителя во весь рост, Божией Матери – во весь рост, на досках, «Богоявление» – на полотне, Образ святителя Тихона во весь рост (неоконченный немного), иконы св. Митрофана Воронежского, свв. Антония и Феодосия, св. Александра Невского… и много других картин и икон на полотнах и досках».

«Есть и портреты, например, преподобного Серафима Саровского».

Слайд – Домашняя церковь.

Учитель – Самая главная комната покоев епископа Феофана не отличалась большими размерами. И окон, выходящих на улицу, в этой комнате не было, потому что она находится в центральной части помещения.  Единственное окно выходит в соседнюю комнату. Это домашняя церковь свт. Феофана, освящённая во имя Богоявления Господня. Здесь ежедневно епископ Феофан служил в полном одиночестве. Здесь совершалось богообщение через молитву, через святое причастие. Ради этого он принял затвор.

Образ жизни свт. Феофана был прост. Вставал он очень рано. Шёл в свою домовую церковь во имя Богоявления Господня и долго молился. Совершал Божественную литургию, точно соблюдая установленный чин. Об этом вспоминали молодые насельники Вышенской обители, жившие тогда в монастыре. Зачитайте отрывок из воспоминаний насельников монастыря.

ОтветВоспоминания насельника Вышенского монастыря, современника свт. Феофана

«Часто нас, тогда молодых послушников, чувства и почитания и любопытства подстрекали к тому, чтобы проникнуть в покои к владыке и посмотреть, как он служит литургию. Бывало, соберёмся мы и начинаем просить келейника владыки, чтобы он нас пустил. Добрый отец Евлампий послушает, послушает, покачает головой, потом улыбнётся и приложит палец к устам, и мы, сняв обувь, в одних чулках, на цыпочках, тихо – тихо проберёмся к дверям и с замиранием сердца несколько минут наслаждаемся лицезрением священнодействующего святителя…»

Учитель – Каков был распорядок дня у епископа Феофана?

Ответы  Распорядок дня свт. Феофана Затворника.

Из воспоминаний современников

«Вставал свт. Феофан очень рано. Утром в положенные по уставу часы совершал ежедневное богослужение в своей домашней церкви».

«Свободное от богослужения время, до обеда, проходило в разных занятиях умственных (чтение, работа над своими творениями, ответы на письма), а иногда он занимался и физическим трудом до обеда».

«После обеда свт. Феофан запирался в своей спальне, отворял, кроме незакрываемых форточек, дверь на балкон и отдыхал».

«После сна, несмотря ни на какую погоду, святитель гулял по балкону, специально оборудованному для этой цели по чертежам самого владыки Феофана таким образом, что с улицы его никто не мог увидеть, а он мог наблюдать все».

Затем вечерний чай. Перед сном снова занятия: чтение, сочинительство.

Учитель – Кто имел доступ в кельи затворника? С кем общался святитель?

Ответы  Круг общения свт. Феофана

По воспоминаниям современников

«Только три человека имели доступ к свт. Феофану. Архимандрит Аркадий (Честонов), служивший в Вышенском Успенском монастыре в те годы настоятелем».

«Духовник свт. Феофана – игумен Тихон».

«Общался владыка Феофан также с монахом Евлампием. Он был келейником у свт. Феофана. В его обязанности входило следить за порядком в келье и заботиться о святителе».

«Жил келейник Евлампий в комнате на первом этаже, под покоями свт. Феофана. Утром, в обед и вечером владыка стучал посохом в пол – и келейник по этому сигналу поднимался наверх. Он приносил поднос с едой. Святитель очень неприхотлив был в еде. Дневной рацион его состоял из набора продуктов: чай, мед, изюм, орехи, баранки, на ночь – стакан молока».

Учитель – О своей жизни владыка писал: 

Слайд –«Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашивают его: как тебе не скучно?  Он отвечает: Мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю–делаю и никак не успеваю переделать, пока закрою их».

Свт. Феофан Затворник.

Только два раза за 22 года своего затвора свт. Феофан покидал Вышу: он посетил врача в Тамбове и Москве по поводу ухудшающегося зрения.

Ревностно служа Богу, преосвященный Феофан не мог не служить ближнему. Отсюда великая любовь святителя к делам христианского милосердия, которым он придавал большое значение.

Зачитайте из воспоминаний современников о милосердных делах Вышенского  затворника.

Ответы  О милосердии свт. Феофана, Затворника Вышенского

«Свою архиерейскую пенсию и некоторые пожертвования благотворителей преосвященный рассылал нуждающимся в разные концы России немедленно, как бы боясь пропустить случай сделать возможное добро.  «Я никогда не держу у себя денег, – пишет святитель. – Что их держать, когда случились»».

«Владыка Феофан был очень милостив к неимущим. «Редкая почта приходит, – говорил сердобольный святитель, – чтобы бедные не писали и не просили. Рад помогать и по возможности помогаю». Случалось, перед праздниками Рождества Христова и Пасхи свт. Феофан получал свою пенсию и сразу же рассылал её всю вдовам и сиротам, себе оставив только на приобретение любимых книг».

«Всё раздав нуждающимся, святитель иногда по нескольку месяцев оставался без всяких средств. Так, он пишет одному своему знакомому: «За деньги благодарствую. У меня ни полушки не было»».

«Многие почитатели подвижника выражали желание прислать ему пожертвования вещами и деньгами, но он наотрез отказывался принять их. Редкие исключения допускались только для самых близких знакомых, чтобы не огорчить и не обидеть их, но с непременным условием употребить пожертвование на благотворительные  цели. Тамбовская помещица Курдюмова по завещанию назначила крупную сумму на издание произведений преосвященного Феофана. Святитель пришёл в большое смущение от подобного дара и возвратил его родственникам помещицы».

«Характер благотворительности свт. Феофана был поистине евангельским, по заповеди Спасителя, когда левая рука не знала, что творила правая. Преосвященный Феофан никогда не расспрашивал нуждающихся и не проверял, что их заставило обратиться к нему и куда пойдут его средства».

Учитель – Ещё более обширны были его дела милости духовной. Этот род благотворительности очень ценил сам Феофан Затворник.

Слайд –«И не телу только, – говорил он, – но и душе другого послужи, вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи. И слово есть могущественное средство помогать. В нем душа выходит, и сочетается с другою, и силы ему придает».

Свт. Феофан Затворник.

Учитель читает:

Слайд Вся жизнь свт. Феофана есть непрерывный и неустанный подвиг на поприще этого духовного благотворения.

Учитель22 года затвора свт. Феофан посвятил духовному труду. Он для того удалился от мира, чтобы с высоты своей подвижнической жизни видеть насущные проблемы современного ему общества и по возможности оказывать необходимую помощь. Преосвященный Феофан в творениях щедро делился своими знаниями, своею мудростью со всем христианским миром, оставив ему богатейшее учёно–литературное наследство. Популярность его книг по христианской нравственности имела место ещё при жизни святителя и с годами только росла. Актуальность его творений, интерес к личности свт. Феофана не иссяк до сих пор. Скорее наоборот – возрастает. И сегодня следует                                                внимательно вчитываться и вдумываться в мудрые слова свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои».

Свт. Феофан Затворник.

Слайд –Икона свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Учитель читает:

Слайд Свт. Феофану принадлежит выдающееся место в истории нравственного развития общества XIX в.

Учитель –Служение епископа Феофана словом назидания не прекратилось с его кончиной. Преосвященный Феофан мудро сказал: «Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела архипастыря – это, прежде всего, его письменное наследие, но и добропорядочный образ жизни, а также милосердные дела.

Слайд                                                          Тропарь

Православия наставниче,

 благочестия учителю и чистоты,

Вышенский подвижниче,

 святителю Феофане богомудре,

писаньми твоими слово Божие изъяснил еси

 и всем верным путь ко спасению указал еси,

моли Христа Бога

спастися душам нашим

                                                                                                          

Учитель читает – дети следят по рабочим материалам.

Задание: Выучить тропарь. Распечатку тропаря получает каждый ученик.

                                                  МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «Вышенский Затворник»

Литература:

  1. Земной путь святителя Феофана, Затворника Вышенского в фотодокументах. К 110-й годовщине блаженной кончины святителя Феофана. – Рязань: Зерна, 2004. – 96 с.
  2. Светильник горящий и светящий. – Шацк: Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, 2007. – 42 с.
  3. Православное книжное обозрение. – 2011, март: спецвып. – 128 с.
  4. Святитель Феофан Затворник. Слово веры о православии. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002. – 540 с.

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском.

Среди святых, в земле Рязанской просиявших, есть Феофан Затворник. К его имени прибавлено ещё одно слово – Вышенский, по названию посёлка Выша.

Выша находится в 25 км от г. Шацка на правом берегу реки Цны при впадении в неё реки Выши. В 16 в. здесь был построен Успенский Вышенский монастырь. Именно в этом монастыре провёл святитель Феофан 28 последних лет своей жизни.

Весной 1866 г. после плодотворного 25-летнего служения Церкви на различных поприщах преосвященный Феофан подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни.

Находясь на Тамбовской кафедре (Шацкий уезд входил в состав Тамбовской губернии), архиепископ Феофан по служебным делам посетил Вышенский монастырь и полюбил эти места. Не раз свт. Феофан говорил: «Нет места лучше, чем Выша». Возглавляя Тамбовскую епархию, архипастырь искал здесь уединения. Отдалённое положение обители вполне соответствовало духовным потребностям свт. Феофана.

Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве настоятеля. Но суетная должность нарушала его внутренний покой, и он подаёт прошение об освобождении от этой должности, которая была удовлетворена.

После пасхальных дней 1872 г. епископ начал вести затворническую жизнь. Он добровольно принял особый вид монашества – ЗАТВОР. Затвор – это жизнь в уединении, вне общения с людьми.

Свт. Феофан прекратил всякое общение с людьми и затворился в отдельном флигеле. Часто в письмах он напоминал собирающимся посетить его в затворе:  «Вы желаете на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать и не принимаю». Поэтому к имени святителя Феофана было добавлено – Затворник Вышенский.

С момента начала затворнической жизни он принимал у себя только настоятеля монастыря – игумена Аркадия, духовника Тихона и келейника – отца Евлампия. Ни родные, ни знакомые, ни даже лица царской семьи не могли нарушить его затвора.

Время затвора – важнейшее время, центр жизни преосвященного Феофана. 22 года провёл свт. Феофан в затворе. Здесь, в Вышенском затворе, он написал свои труды и совершил свой жизненный подвиг.

И, прежде всего, подвиг молитвенный. В сознании свт. Феофана понятие о затворе отождествлялось с мыслью о непрестанной  возможности общения с Богом через молитву.  Большая часть затворнической жизни святителя проходила в богослужении и молитве. Он устроил в своей келье малую церковь во имя Богоявления Господня, в которой и совершал церковные службы в одиночестве, но соблюдая церковный чин. Богообщение – главное в затворнической жизни святителя Феофана.

Живя в затворе в Вышенской пустыни, епископ Феофан чувствовал в своей жизни «бездну милосердия Божия». Уединение было для него «слаще меда». «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас… Вышу можно променять только на Царствие Небесное», –писал свт. Феофан.

Богообщение нужно было свт. Феофану, по его словам, для того, чтобы  «пересмотреть и пообчистить многое готовое к печати; исправить и отпечатать, чтобы могли читать любящие», то есть погрузиться в работу над созданием книг.

В свободное от молитв время святитель-затворник занимался богословскими трудами. За время пребывания на Выше им была создана основная часть его творений, которые насчитывают более сорока томов. Среди русских духовных писателей он занимает первое место по масштабам своего духовного и богословского творчества.

Труды свт. Феофана можно подразделить на три вида: нравоучительные, истолковательные и переводные.

Особую ценность представляют для православных христиан и богословской науки труды свт. Феофана по христианской нравственности. В основном труде – «Путь ко спасению» – изложена сущность учения свт. Феофана. «Здесь все, что мною писалось, что пишется и будет писаться», – сказал свт. Феофан Затворник.

Одним из важнейших дел жизненного подвига свт. Феофана являются его труды по изъяснению Слова Божия, представляющие важный вклад в русскую библеистику. Главная книга здесь – «Толкование Апостольских Посланий».

В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области богословия находится его переводческая деятельность. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие»,основу которой составляют писания о духовной жизни основателей и духовных учителей христианства.

За эти труды все духовные академии Русской Православной Церкви избрали свт. Феофана своим почётным членом, а Петербургская присвоила ему в 1890 г. звание доктора богословия.

Особый вид литературных трудов епископа Феофана представляет его переписка. Со всех концов России поступали в Вышенскую пустынь письма к поистине всероссийскому архипастырю. Долгое время свт. Феофан находился в переписке с девушкой, искавшей у него ответов на множество вопросов о христианской жизни. Из этой переписки впоследствии появилась книга «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?», где святитель исключительно проникновенно, сердечно, простым и ясным языком говорит об идеале христианской жизни и о том, как к нему идти.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку  «Вышенский Затворник»

Из воспоминаний протоиерея Михаила Хитрова

«Близ монастырской ограды Вышенской обители находится двухэтажный флигель. В нижнем каменном этаже помещаются монастырские просфорни и две братские кельи. В верхнем деревянном – келья затворника Феофана…» 

«Стены деревянные, без обоев, несколько потемневшие от времени. Мебель и вся обстановка до последней крайности простые и ветхие. Шкаф с угольником из простого дерева… складной аналой, ветхий… Железная кровать, складная... Диваны берёзового дерева, с жестяными сиденьями… Всё остальное в таком же роде… Всё такое ветхое, простое и до крайности недорогое, а то и самодельное».

Библиотека свт. Феофана Затворника.

Из воспоминаний современника свт. Феофана.

«Третья комната – библиотека. Все 4 стены этой комнаты горизонтально, сверху донизу, разделены полками, которые сплошь заставлены книгами на разных языках (еврейском, древне- и новогреческом, латинском, французском, немецком, английском, славянском, русском)».

«Большая часть книг богословского, нравоучительного и церковно-исторического содержания. Немало книг по истории гражданской, по философии, словесности, математике, архитектуре, живописи, медицине, есть географические карты, исторические атласы, альбомы картин различных художников; масса духовных журналов, есть и светские иллюстрированные».

Феофан Затворник о пользе чтения

«Читать нужно с усвоением и чувством, без этого чтение – сорняк при дороге. Читанное прочесть надо до чувства и вывести урок для себя… Читать надо не затем, чтобы память набивать разными сведениями и понятиями, а затем, чтобы получить назидание».

«Как светильник телу – очи, так светильник душе – ум, зерцало же ума – святые книги».

«Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись».

«Почему надлежит нам каждодневно со вниманием прочитывать святые книги, чтобы почерпать из них душеспасительные наставления, пригодные к исправлению жития нашего. Они обличают совесть, открывают страсти и неприязнь к ним возбуждают, научают добродетелям…»

«Что опытный вождь для воинства, что искусный кормчий для корабля, что проводник для идущих по сбивчивой дороге, то святые книги для воинствующих в воинстве христиан…» 

Воспоминания протоиерея Михаила Хитрова о мастерской

«Вот два ящика с инструментами: токарными, столярными, переплётными… Палитра для красок и кисти, фотографический аппарат; станок для выпиливания из дерева, верстак, токарные станки… Зачем всё это?»

Святитель Феофан о рукоделии

«Без дела как быть? Будет грешная праздность… Нельзя всё духовным заниматься; надо какое–либо нехлопотное рукоделие иметь.  Только браться за него надо, когда душа утомлена; и ни читать, ни думать, ни Богу молиться неспособна.  А если духовные занятия идут хорошо, то рукоделия можно не касаться. Оно назначается для наполнения времени, которое без него придётся проводить».

«Без работы же умрёшь. Когда писать не хочется, сейчас скука. Возьмёшься за работу, и всё пройдёт».

Воспоминания современника о живописном искусстве святителя Феофана

«Нося в душе образы иного, высшего Небесного мира, он, видимо, желал окружить себя и на земле их светлыми отражениями».

«В келье святителя такое изобилие икон и картин священного содержания! Большинство, если не все, из них писаны его святительской рукой: «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со креста», «Спаситель в терновом венце», Образ Спасителя во весь рост, Божией Матери – во весь рост, на досках, «Богоявление» – на полотне, Образ святителя Тихона во весь рост (неоконченный немного), иконы св. Митрофана Воронежского, свв. Антония и Феодосия, св. Александра Невского… и много других картин и икон на полотнах и досках».

«Есть и портреты, например, преподобного Серафима Саровского».

Воспоминания насельника Вышенского монастыря, современника свт. Феофана

«Часто нас, тогда молодых послушников, чувства и почитания и любопытства подстрекали к тому, чтобы проникнуть в покои к владыке и посмотреть, как он служит литургию. Бывало, соберёмся мы и начинаем просить келейника владыки, чтобы он нас пустил. Добрый отец Евлампий послушает, послушает, покачает головой, потом улыбнётся и приложит палец к устам, и мы, сняв обувь, в одних чулках, на цыпочках, тихо-тихо проберёмся к дверям и с замиранием сердца несколько минут наслаждаемся лицезрением священнодействующего святителя…»

Распорядок дня свт. Феофана Затворника

Из воспоминаний современников

«Вставал свт. Феофан очень рано. Утром в положенные по уставу часы совершал ежедневное богослужение в своей домашней церкви».

«Свободное от богослужения время, до обеда, проходило в разных занятиях умственных (чтение, работа над своими творениями, ответы на письма), а иногда он занимался и физическим трудом до обеда».

«После обеда свт. Феофан запирался в своей спальне, отворял, кроме незакрываемых форточек, дверь на балкон и отдыхал».

«После сна, несмотря ни на какую погоду, святитель гулял по балкону, специально оборудованному для этой цели по чертежам самого владыки Феофана таким образом, что с улицы его никто не мог увидеть, а он мог наблюдать все».

«Затем вечерний чай. Перед сном снова занятия: чтение, сочинительство».

Круг общения свт. Феофана

По воспоминаниям современников

«Только три человека имели доступ к свт. Феофану. Архимандрит Аркадий (Честонов), служивший в Вышенском Успенском монастыре в те годы настоятелем».

«Духовник свт. Феофана – игумен Тихон».

«Общался владыка Феофан также с монахом Евлампием. Он был келейником у свт. Феофана. В его обязанности входило следить за порядком в келье и заботиться о святителе.

Жил келейник Евлампий в комнате на первом этаже, под покоями свт. Феофана. Утром, в обед и вечером владыка стучал посохом в пол – и келейник по этому сигналу поднимался наверх. Он приносил поднос с едой. Святитель очень неприхотлив был в еде. Дневной рацион его состоял из набора продуктов: чай, мед, изюм, орехи, баранки, на ночь – стакан молока».

О милосердии свт. Феофана, Затворника Вышенского

«Свою архиерейскую пенсию и некоторые пожертвования благотворителей преосвященный рассылал нуждающимся в разные концы России немедленно, как бы боясь пропустить случай сделать возможное добро.  «Я никогда не держу у себя денег, – пишет святитель. – Что их держать, когда случились».

«Владыка Феофан был очень милостив к неимущим. «Редкая почта приходит, – говорил сердобольный святитель, – чтобы бедные не писали и не просили. Рад помогать и по возможности помогаю». Случалось, перед праздниками Рождества Христова и Пасхи свт. Феофан получал свою пенсию и сразу же рассылал её всю вдовам и сиротам, себе оставив только на приобретение любимых книг».

«Всё раздав нуждающимся, святитель иногда по нескольку месяцев оставался без всяких средств. Так, он пишет одному своему знакомому: «За деньги благодарствую. У меня ни полушки не было».

«Многие почитатели подвижника выражали желание прислать ему пожертвования вещами и деньгами, но он наотрез отказывался принять их. Редкие исключения допускались только для самых близких знакомых, чтобы не огорчить и не обидеть их, но с непременным условием употребить пожертвование на благотворительные  цели. Тамбовская помещица Курдюмова по завещанию назначила крупную сумму на издание произведений преосвященного Феофана. Святитель пришёл в большое смущение от подобного дара и возвратил его родственникам помещицы».

«Характер благотворительности свт. Феофана был поистине евангельским, по заповеди Спасителя, когда левая рука не знала, что творила правая. Преосвященный Феофан никогда не расспрашивал нуждающихся и не проверял, что их заставило обратиться к нему и куда пойдут его средства».

ТРОПАРЬ

Православия наставниче,

благочестия учителю и чистоты,

Вышенский подвижниче,

святителю Феофане богомудре,

писаньми твоими слово Божие изъяснил еси

и всем верным путь ко спасению указал еси,

моли Христа Бога спастися душам нашим

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ  СЛОВАРЬ

АНАЛОЙ – (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги.

АРХИПАСТЫРСТВО – (епархиальное архиерейство) – согласно Уставу Русской Православной Церкви – по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятельство местной церкви – епархии, канонически управляющее ею при соборном содействии клира и мирян.  

ЗАТВОР – жизнь в уединении, вне общения с людьми.

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

ИНОК – насельник монастыря, еще не давший обетов, но имеющий право носить часть монашеских одеяний.

КЕЛЕЙНИК – прислужник духовных лиц монашеского звания: архиереев, настоятелях монастырей, старцах и т.д.

КЕЛЬЯ – (лат. «комната») – жилище монахов в монастыре, комнатка, где монах живет и предается молитве.

МОНАСТЫРЬ – место подвигов монахов, соблюдающих единый устав.

НАЗИДАНИЕ – наставление, поучение.

НАСЕЛЬНИК – послушник или монах, постоянно проживающий в обители, член монастырской братии.

ОБИТЕЛЬ – место подвигов монахов, то же, что монастырь.

ПАНАГИЯ – 1. Просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы;

                     2. Энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.

ПАСТЫРЬ – священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы.

ПОДВИЖНИЧЕСТВО – особая аскетическая деятельность христианина, направленная на обретение Царства Божьего через стяжание благодати Духа Святого. Содержание этой деятельности заключено в подвиге (аскезе).

ПРИЧАСТИЕ – (или евхаристия) – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

ПУСТЫНЬ – монастырь или скит, находящийся (или изначально построенный) в отдаленном пустынном месте.

ТРОПАРЬ – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания.