Святитель Феофан и книги

Звукозапись к уроку «Как в храме обучаться истинной молитве»

mpi2014

Урок для учащихся средней возрастной группы

Тема: «Как в храме обучаться истинной молитве»

Цель: формирование духовного мира учащихся на основе святоотеческих представлений о нравственности, об этических нормах и правилах поведения в храме

Задачи:

1. Уяснить понятие «Храм – дом Божий».

2. Сформировать представление о молитве как средстве Богообщения.

3. Научить правилам поведения в храме.

Методы:

1. Беседа–диалог.

2. Работа с текстами проповедей свт. Феофана Затворника.

3. Использование фото- и видеоматериалов.

Ход урока

 

Слайд – Храмы: Христа Спасителя в Москве; Успенский собор в Рязани; деревенский храм.

Учитель – На доске записана тема сегодяшнего урока. Давайте уясним каждое слово.

Что такое храм?

Ответы – Место, где происходит богослужение;

 Сюда люди приходят молиться Богу.

Учитель – Правильно. Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то здание, в котором есть алтарь. Алтарь – это главное место в храме, потому что именно здесь с момента освящения храма незримо присутствует Бог. Свт. Феофан Затворник так сказал в проповеди «На освящение храма.О приближении к детям Господа и Божией Матери чрез храм, и как им вследствие того относиться к храму» в г. Владимире, в училище благородных девиц 11.02.1865 г.

Слайд – «Отныне это дом Божий, и Господь стал обитать здесь особенным своим благоволением. …о храмах освященных Он Сам сказал: „Будут очи Мои ту и уши, чтоб внимать молитвам рабов Моих“» (3Цар. 9,3).

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение храма»)

Слайд – Храм – дом Божий.

  Храм – дом молитвы.

Учитель – В храм приходят, чтобы общаться с Всемогущим Богом через молитву.

Молитва – это обращение человека к Богу.

О чём может быть молитва?

Ответы  –  молитва – благодарение;

 молитва – просьба (о помощи, о наставлении, о прощении).

Слайд Молящиеся люди.

Учитель – Сегодня на уроке «Как в храме обучаться истинной молитве» мы обратимся к наставлениям свт. Феофана, Затворника Вышенского. С этими наставлениями свт. Феофан обращался к людям ХIХ века в своих проповедях. Но они необходимы и нам, потому что в них – правила, которые надо знать всем, кто приходит в храм.

СлайдПортрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слово о святителе Феофане.

Один из святых, в земле Рязанской просиявших – свт. Феофан, Затворник Вышенский. Имя Феофан (значит «Богом явленный») он получил при пострижении в монахи. Родители назвали его Георгием – Георгий Говоров.

К имени Феофан прибавлено слово Вышенский, по названию поселка Выша, который находится на Рязанской земле в Шацком районе. Здесь с ХVI в. находится монастырь. В этом монастыре свт. Феофан провел 28 лет своей жизни, причем 22 года в затворе – это особый вид монашества, заключающийся в абсолютном уединении, в прекращении общения с людьми. Свт. Феофан добровольно выбрал для себя такую жизнь, чтобы сосредоточиться на общении с Богом через молитву и на труде по написанию богословских книг. Его богатейшее духовное наследие – это сорок томов творений.

До Вышенского затвора свт. Феофан 25 лет служил Церкви на разных поприщах: был преподавателем в духовных учебных заведениях, исполнял должность ректора духовной академии в Санкт-Петербурге, возглавлял Тамбовскую, Владимирскую епархии и снискал славу замечательного проповедника Слова Божия, учителя православия, наставника благочестия. Он был «светильником горящим и светящим» для всех, кто искал путь к Богу. В проповедях свт. Феофана люди находили ясные ответы на многие вопросы: о месте и значении храма в нашей жизни; о том, как вести себя в храме; о том, как научиться молитве и другие.

Со своими проповедями свт. Феофан обращался к современникам, людям, жившим в ХIХ в., но они нужны и нам. Он учит нас быть православными людьми.

Слайд – Приходя в храм, «помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем вы будете просить Его».

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение храма. О

приближении  к детям Господа и Божией

Матери через храм, и как им вследствие того

относиться к храму»)

Учитель «Душою своею, своими мыслями и чувствами старайтесь быть исправными перед Богом»,говорит свт. Феофан в своих наставлениях.

Как же молиться в храме, чтобы молитва была услышана Богом?

Свт. Феофан называет 4 правила.

Работа с текстом проповеди «На освящение Предтеченского теплого храма» в г. Тамбове 11.02.1862 г.

Учащиеся читают по тексту в рабочих материалах.

«1-е. Входя в храм, помяни, что входишь в дом Божий, потому войди тихо, скромно, не возмущая ничьего молитвенного покоя, пройди на свое место и установись на нем в благоговейном положении, обращая очи или только к святыням, или долу или горе, и клади поклоны –  большие и малые, соответственно движению сердца своего…»

Учитель – В своих проповедях свт. Феофан употребляет церковную лексику. Потому что церковно-славянский язык – это язык, на котором обращаются к Богу. Нам потребуется толкование отдельных слов и выражений.

Комментарий учителя, толкование:

«…не возмущая ничьего молитвенного покоя».  – Как понимаете?

Ответы –

«Покой молитвенный» – особый покой, когда человек чувствует себя наедине с Богом, поверяет Ему свои чувства (радости или горя), просит помощи, надеется.

«…установись в благоговейном положении». – Как понимаете?

Ответы –

 «Положение благоговейное» – выражение почтения, смирения, бесконечной любви, доверия.

«…обращая очи или только к святыням, или долу и горе». – Как понимаете?

Ответы –

 «Святыни» – иконы, росписи из Священного Писания в храме; «долу и горе» – вниз (в знак смирения) и вверх (к изображению Вседержителя).

Учитель – Чему учит 1-е правило?

Ответы – Тихо, спокойно, никому не мешая, войти и встать на свое место.

Учитель – Это внешний порядок – такой, однако, который обязателен для вознесения истиной молитвы.

А что говорит свт. Феофан о внутреннем состоянии молящегося человека?

Работа с текстом проповеди свт. Феофана «На освящение Предтеченского теплого храма» в г. Тамбове 11.02.1862 г.

Ученики читают по тексту в рабочих материалах.

«2-е. Надо приложить к сему духовный труд, именно – сосредоточиться внутрь себя. Оставь все заботы и все житейские помышления за порогом храма и войди в него с душою свободною. Соберись затем вниманием своим вокруг сердца, – око ума своего обрати к Единому Господу, Который везде есть и зрит сердце твое, и начинай потом сокрушенно взывать к Нему…». Так разогреется душа твоя и «начнёт теплиться молитвенная свеча в сердце. Заметь, что теплота есть фундамент молитвы».

Комментарий учителя, толкование:

«…духовный труд». – Как понимаете?

Ответы –

«Духовный труд» – труд внутри себя: труд сердца, ума, чувств по усвоению чего-то очень важного для жизни.

«…душа свободная». – Как понимаете?

Ответы –

«Душа свободная» – имеется в виду от обид, от дурных мыслей, от злобы.

«…сокрушенно взывать». – Как понимаете?

Ответы –

«Сокрушенно взывать» – совершенно искренне: «просите у Него, что вам нужно, как бы просили то у родного отца своего с теплою к нему любовью и упованием», – наставляет свт. Феофан.

«…молитвенная свеча». – Как понимаете?

Ответы –

«Молитвенная свеча» – несет свет, тепло, ожидание добра, доверие.

«Теплота души». – Как понимаете?

Ответы –

«Теплота души» – в душе не иссякает вера, надежда, любовь, обращенные к Богу.

«…фундамент молитвы». – Как понимаете?

Ответы –

«Фундамент молитвы» – самое главное для молитвы.

Учитель – Чему учит 2-е правило?

Ответы – Освободиться от всего обыденного, повседневного; обратиться умом своим к Богу; сосредоточиться.

Учитель – В другой проповеди «В неделю вторую Великого поста…», произнесенной в г. Владимире 15.03.1864 г. свт. Феофан говорит о «сердце молитвенного обращения к Богу». Зачитать по тексту, что имеет в виду свт. Феофан?

Ученики читают по тексту в рабочих материалах.

Приступая к молитве, помни о «присутствии Божием в храме…».

«Установясь так, припадай затем… к стопам Господа в сердце своем и изливай пред Ним душу свою… Сознай и восчувствуй нужды свои и изъявляй их Всевидящему и Всеблагому Господу с детскою простотою и верою.

В сем – сердце молитвенного к Богу обращения!»

Не стесняйтесь быть докучливыми в молитве. «Господь любит сию докучливость».

Комментарий учителя, толкование:

«…В сем – сердце молитвенного к Богу обращения». – О чем эти слова?

Ответы –

«Сердце молитвенного обращения» – искренняя вера, чистота молитвы, правда.

«Докучливость в молитве». – Как вы это понимаете?

Ответы –

«Докучливость в молитве» – многократное повторение.

Учитель – В чём состоит 3-е правило? Зачитайте по тексту проповеди.

Ученики читают по тексту в рабочих материалах.

«3-е. Установившись так в самом начале, – внешно и внутренно, продолжай потом и во все время службы сохранять то же настроение. Знай, что внешнее от внутреннего».

«Возгревши… с прихода в церковь теплоту в сердце, внимай далее тому, что читается, поется и действуется в храме, уразумевай смысл того и прилагай его к сердцу, и это от начала службы и до конца».

Чему учит 3-е правило?

Ответы – Быть очень внимательным к тому, что происходит в храме; вникать в смысл молитв и песнопений; следить за действиями священника.

Слайд – «Как в кремне сокрыта сила огня, так во всем, совершаемом в храме, сокрыта сила огня духовного».

Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

(Проповедь «На освящение Предтеченского

теплого храма. Как в храме обучаться истинной

молитве» в г. Тамбове, в Казанском монастыре

11.02.1862 г.)

Учитель – 4-е правило молитвы. В чём смысл этого правила?

Ученики читают по тексту в рабочих материалах.

Слайд – «Запасшись таким молитвенным духом в храме», молящиеся переносят его с собою домой, «вносят во все свои отношения (семейные, житейские, служебные) и во все порядки жизни и всё освещают молитвою».

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение Предтеченского

теплого храма»)

Комментарии учителя, толкование:

Молитва, искренняя, глубокая, горячая, учит жить по заповедям Божиим каждый день.

Учитель – Свт. Феофан так завершает свои наставления:

«Видите, какое благо!

А между тем много ли требуется труда, чтоб получить его?»

Правила, которые мы с вами прочитали в проповедях свт. Феофана, – на слайде.

Дети читают вслух.

Слайд – Молитвенные правила:

  • «Потихоньку войти в церковь и стать спокойно на свое место».
  • «Собрать затем внимание свое», освободиться от всего обыденного, житейского и умом обратиться к Господу.
  • «Внимать всему читаемому, поемому и действуемому в храме и поддерживать» теплоту сердца и горение ума.
  • Перенести молитвенный дух храма к себе домой, вноситьего «во все отношения семейные, житейские, служебные и во все порядки жизни…».

Слайд – «Правила эти то же, что азы. И азы просты, но, не зная их, нельзя складывать, а без складов читать». Так и молитвенные правила.

Молитвенный труд начинается с этих правил.

Правила «просты, но без них молитва не молитва, без молитвы же, что без дыхания, – смерть».

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение Предтеченского

теплого храма»)

Слайд Дети в храме.

Работа с текстом проповеди «На освящение храма» в г. Владимире, в училище девиц духовного звания 11.02.1865 г.

Читает учитель – ученики следят по тексту в рабочих материалах.

Комментарий учителя.

Освященный храм – «это дом Божий».

«…Приходя сюда, помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

«Помня, что Он готов услышать вас, просите у Него, что вам нужно, как бы вы просили то у родного отца своего, с теплою к Нему любовию и упованием».

«Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать… Господь говорил: „Не мешайте детям приходить ко Мне“» (Мф. 19,14).

«Приходите сюда охотно и радостно и к Господу обращайтесь любовно и благонадежно, как к родному отцу».

«Спешите же сюда охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

«Больше же всего навыкайте молитве. Если навыкнете хорошо молиться, то молитва будет привлекать вам всякое добро», – учит Феофан Затворник.

Стихи: П.А. Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»

Научи меня молиться,

Добрый Ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

 

Учитель – Кто из вас ходит в храм?

Какие храмы вы посещали?

Вы видели, как в храме молятся?

А сами молились?

Какие молитвы вы знаете?

 

Ответы – Отче Наш, Символ Веры и другие…

Слайд – Молитва в храме.

Учитель – Есть молитвы, которые знают все.

Есть молитвы длинные и совсем короткие.

Молитвы могут рождаться в сердце каждого верующего человека, и их можно и нужно произносить в храме.

В дореволюционной России в школе каждый урок заканчивался благодарственной молитвой к Богу, где так же испрашивалось благословение учителю и родителям.

Дети получают тексты молитвы. Учитель читает молитву.

Молитва – благодарение.

Благодарим Тебе, Создателю,

Яко сподобил еси нас благодати Твоея,

Во еже внимати учению.

Благослови наших родителей и учителей,

Ведущих нас к познанию блага,

И подаждь нам силу и крепость

К продолжению учения сего.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Задание на дом: выучить молитву-благодарение. Сделать распечатку текста, раздать детям.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «Как в храме обучаться истинной молитве»

Святитель Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение Предтеченского теплого храма. Как в храме обучаться истинной молитве» в г. Тамбове, в Казанском монастыре 11.02.1862 г. (С. 324–330).

Проповедь свт. Феофана, Затворника Вышенского «В неделю вторую Великого поста, по случаю шума в храме в Неделю Торжества Православия. О благоговеинстве в храме» в г. Владимире 15.03.1864 г. (С. 341–349).

Проповедь свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма. О приближении к детям Господа и Божией Матери через храм, и как им вследствие того относиться к храму» в г. Владимире, в училище девиц духовного звания 11.02.1865 г. (С. 357–362).

П.А. Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»

Научи меня молиться,

Добрый Ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Молитва – благодарение.

Благодарим Тебе, Создателю,

Яко сподобил еси нас благодати Твоея,

Во еже внимати учению.

Благослови наших родителей и учителей,

Ведущих нас к познанию блага,

И подаждь нам силу и крепость

К продолжению учения сего.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «Как в храме обучаться истинной молитве»

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение Предтеченского тёплого храма» в г. Тамбове 11.02.1862 г.

«1-е. Входя в храм, помяни, что входишь в дом Божий, потому войди тихо, скромно, не возмущая ничьего молитвенного покоя, пройди на свое место и установись на нем в благоговейном положении, обращая очи или только к святыням, или долу или горе, и клади поклоны –  большие и малые, соответственно движению сердца своего…»

 «2-е. Надо приложить к сему духовный труд, именно – сосредоточиться внутрь себя. Оставь все заботы и все житейские помышления за порогом храма и войди в него с душою свободною. Соберись затем вниманием своим вокруг сердца, – око ума своего обрати к Единому Господу, Который везде есть и зрит сердце твое, и начинай потом сокрушенно взывать к Нему…» Так разогреется душа твоя и «начнёт теплиться молитвенная свеча в сердце. Заметь, что теплота есть фундамент молитвы».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «Во вторую неделю Великого поста…» в г. Владимире 15.03.1864 г.

Приступая к молитве, помни о «присутствии Божием в храме…».

«Установясь так, припадай затем… к стопам Господа в сердце своем и изливай пред Ним душу свою… Сознай и восчувствуй нужды свои и изъявляй их Всевидящему и Всеблагому Господу с детскою простотою и верою.

В сем – сердце молитвенного к Богу обращения!»

Не стесняйтесь быть докучливыми в молитве. «Господь любит сию докучливость».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение Предтеченского теплого храма» в г. Тамбове 11.02.1862 г.

«3-е. Установившись так в самом начале, – внешно и внутренно, продолжай потом и во все время службы сохранять то же настроение. Знай, что внешнее от внутреннего».

«Возгревши… с прихода в церковь теплоту в сердце, внимай далее тому, что читается, поется и действуется в храме, уразумевай смысл того и прилагай его к сердцу, и это от начала службы и до конца».

 «4-е.Запасшись таким молитвенным духом в храме», молящиеся переносят его с собою домой, «вносят во все свои отношения семейные, житейские, служебные и во все порядки жизни и все освещают молитвою».

Молитвенные правила:

  • «Потихоньку войти в церковь и стать спокойно на свое место».
  • «Собрать затем внимание свое», освободиться от всего обыденного, житейского и умом обратиться к Господу.
  • «Внимать всему читаемому, поемому и действуему в храме и поддерживать» теплоту сердца и горение ума.
  • Перенести молитвенный дух храма к себе домой, вносить его «во все отношения семейные, житейские, служебные и во все порядки жизни…».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в г. Владимире, в училище девиц духовного звания 11.02.1865 г.

Освященный храм – «это дом Божий».

«…Приходя сюда, помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

«Помня, что Он готов услышать вас, просите у Него, что вам нужно, как бы вы просили то у родного отца своего, с теплою к Нему любовию и упованием».

«Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать… Господь говорил: „Не мешайте детям приходить ко Мне“» (Мф. 19,14).

«Приходите сюда охотно и радостно и к Господу обращайтесь любовно и благонадежно, как к родному отцу».

«Спешите же сюда охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

«Больше же всего навыкайте молитве. Если навыкнете хорошо молиться, то молитва будет привлекать вам всякое добро».

П.А. Вяземский «Молитва Ангелу-Хранителю»

Научи меня молиться,

Добрый Ангел, научи!

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полет мне в высоту;

Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Молитва – благодарение.

Благодарим Тебе, Создателю,

Яко сподобил еси нас благодати Твоея,

Во еже внимати учению.

Благослови наших родителей и учителей,

Ведущих нас к познанию блага,

И подаждь нам силу и крепость

К продолжению учения сего.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

АЗЫ – начала, основы чего-либо.

БОГООБЩЕНИЕ – общение человека с Богом через Его действия в человеческой душе (в Церковных Таинствах и личной молитве) и обстоятельства человеческой жизни.

БЛАГОНАДЕЖНО – надежно, с доверием.

ВЗЫВАТЬ – обращаться с просьбой, молитвой, звать.

ДУХОВНЫЙ – связанный с внутренним миром человека, с религией и церковной жизнью.

СОКРУШЕННО – испытывая или выражая сокрушение, печаль.

УПОВАНИЕ – твердая надежда и вера во что-либо.