Святитель Феофан и книги

Звукозапись к уроку «О значении храма в жизни христиан»

mpi2014

Урок для учащихся средней возрастной группы

Тема: «О значении храма в жизни христиан»

Цель: формирование религиозного сознания

Задачи:

1. Познакомить с символикой храма.

2. Показать храм как центр религиозной жизни.

3. Уяснить цель посещения храма христианами.

Методы:

1. Беседа–диалог.

2. Работа с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

3. Использование видеоматериалов.

Ход урока

 

I. Учитель – На уроке «О значении храма в жизни христиан» мы будем многократно обращаться к проповедям свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд – Портрет свт. Феофана Затворника.

Слово о пребывании в затворе свт. Феофана.

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском, выдающемся богослове ХIХ века, христианском подвижнике, который в проповедях своих указывал путь спасения человека – путь православной нравственности.

Имя свт. Феофана во второй половине ХIХ в. было широко известно в православном мире. Его знали и как мудрого пастыря – проповедника, и как известного педагога, и как выдающегося ученого-богослова.

Много лет епископ Феофан возглавлял Тамбовскую, а затем Владимирскую епархии. Каждую свою службу в храме он завершал проповедью, в которой звучало четкое и ясное толкование Слова Божьего, мудрое наставление прихожан в Истине Божией и жизни по заветам Бога. Все очень любили эти проповеди, в которых находили участие и искреннюю заботу о судьбе каждого. Проповеди свт. Феофана собирали большое количество людей.

Находясь на преподавательской работе в Киеве, Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, он очень много внимания уделял воспитательной работе и к своим ученикам обращался с проповедями нравственного содержания. 28 последних лет своей жизни свт. Феофан провел в Вышенском Успенском монастыре. В ХIХ в. земли монастыря входили в состав Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области).

Прослужив 25 лет на различных должностях в Церкви, епископ Феофан подал прошение об отставке с правом поселиться в Вышенском монастыре. На свое прошение он получил положительный ответ. С весны 1866 г. свт. Феофан поселился в Вышенском монастыре, поэтому в его имени и присутствует слово Вышенский. Природа вокруг монастыря, тишина, покой, размеренный распорядок жизни нравились свт. Феофану, но он приехал сюда не для спокойной жизни, не для отдыха, а трудиться. Я хочу «предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить», – так говорил свт. Феофан. И для того, чтобы сосредоточиться на этом труде и целиком посвятить ему свою жизнь, он принимает решение уйти в затвор. Затвор – это особый вид монашества, когда, по собственному решению прекращается общение с людьми. Свт. Феофан продолжал жить на территории монастыря в отведенном для него флигеле, специально обустроенной келье. Здесь был кабинет, библиотека, мастерская и Церковка, освященная во имя Богоявления Господня, – главная комната. Только три человека имели доступ к свт. Феофану: архимандрит Аркадий, игумен Тихон и келейник Евлампий. В затворе свт. Феофан прожил 22 года. Поэтому к его имени добавилось слово Затворник. Каждый день свт. Феофана был наполнен трудом. Владыка писал, находясь в затворе: «Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашиваю его: как тебе не скучно? Он отвечает: мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю–делаю и никак не успеваю переделать, пока не закрою их». Он работал над богословскими сочинениями, вел переписку (к нему приходило много писем от знакомых и незнакомых людей, стремящихся к общению с известным пастырем), рукодельничал в часы отдыха, а главное – молился в своей Церковке.

 

Слайды – Успенский Вышенский монастырь

Успенский храм

В целом ряде своих проповедей свт. Феофан говорит о значении храма в жизни христиан. Мы продолжим нашу беседу по плану, который написан на доске. Каждый пункт плана – это строки, взятые из проповедей свт. Феофана, произнесённых в разных местах его пастырского служения.

1. Храм – символ христианства.

2. Храм – жилище Божие.

3. Храм – дом молитвы.

4. Церковь Православная – мать наша.

5. Храм – Небо земное.

Как вы понимаете: «Храм – символ христианства»? Что означает слово «символ»?

Ответы  – 1. Символ – это выражение в краткой форме какого–то большого, объёмного

понятия.

2. Символ – выражение самого главного.

3. Через символ можно изложить целое учение.

Учитель – Через символ можно выразить целую философию.

Храм – символ христианства. В нём выражено миропонимание христиан, истины, или догматы христианские: как создан мир, в котором мы живём, кто его Создатель, кто сотворил человека, какой путь жизни указал человеку его Создатель и много–много других очень важных истин. Столько мудрости заключено и во внешнем облике и во внутреннем устройстве и убранстве храма! Каждый христианин должен понимать символику своего храма.

Для этого нужно приложить усилия ума, души, усердие и старание. С этого урока вы можете начать этот труд.

Слайды – Рязанские храмы: Успенский, Христорождественский, Николо–Ямской, Иоанна Кронштадтского…

Учитель – Какие храмы узнали? Назовите. В каких храмах бывали? По какому поводу?

Слайд – В храме люди разных возрастов.

Учитель – Люди идут в храм, приходят со своими мыслями, ожиданиями. Здесь происходит что–то очень важное, может быть, самое важное для христиан уже много веков.

Вот как об этом говорит в своей проповеди свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Работа с текстом  проповеди «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

 

Ученики читают – учитель комментирует.

«Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих».

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела… Все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия.

Не то же ли самое есть между нами и храмом? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий».

 

Дальше читает учитель – дети следят по рабочим материалам.

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис (молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

Учитель – С каким органом нашего организма сравнивает свт. Феофан храм?

Ответ – С сердцем.

Учитель – Очень точное сравнение. Сердце – самый главный орган в нашем организме. Вот такую же роль выполняет церковь в жизни христиан.

Слайд – «Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по- христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь«На освящение храма» в с. Ольшанке

Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.)

Учитель – С принятием христианства пришли на нашу землю и храмы. На русской земле стоят, устремляясь ввысь, во множестве святыни наши – храмы православные, и древние, и построенные совсем недавно, и величественные соборы, и маленькие деревенские церквушки. Идут и идут сюда люди.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

 

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Слайды– Храм Христа Спасителя, храмы Владимира, храмы в Кижах, храм Покрова на Нерли…

Комментарии учителя о символике внешнего вида храма: устремленность ввысь – к высшим началам; купола (количество, цвет); православный крест; форма здания храма (круглая – символ бесконечности; форма восьмиконечной звезды – звезда Вифлеемская, указывающая место рождения Спасителя; вытянутая форма – символ корабля, устремленного к высшему миру; кубическая форма – символ мироздания); цвет здания; архитектурные украшения; главный вход в храм с западной стороны; апсиды – на восточной стороне здания храма.

Учитель обращает внимание на храм Покрова на Нерли, жемчужину русского храмового зодчества XII века. Храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стихи о храме Покрова на Нерли

Наум Коржавин «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

 

Л. Гайвороновский

 

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Учитель – Вот что говорил в своей проповеди «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Слайд – «Устроение храма есть великое благодеяние, и можно ли найти ему равное! Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников!»

«…Отныне у вас храм, и Господь среди вас…»

Свт. Феофан Затворник

 

Учитель – Как вы понимаете слова: «Отныне у вас храм, и Господь среди вас»?

Какому событию посвящена проповедь?

Ответ – Освящению храма.

Учитель  – Освящение – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Слайд – «С этого момента в церкви незримо присутствует Бог, который обетовал, что очи Его здесь, чтоб видеть приходящих, и уши, чтоб внимать молитвам их» (3Цар. 9,3).

Свт. Феофан Затворник.

Учитель – Свт. Феофан напоминает:«Всякий раз, вступая благоговейно в храм сей, в простоте веры изливайте здесь души свои перед Господом и благовременно приимите всякую потребную вам помощь от Него».

Учитель вновь обращает внимание учеников на план беседы.

1) Храм – символ христианства.

2) Храм – жилище Божие.

3) Храм – дом молитвы.

4) Церковь Православная – мать наша.

5) Храм – Небо земное.

Мы знаем, что значит первое определение «храм – символ христианства»; второе – тоже понятно «церковь – жилище (дом) Бога»: Он присутствует в каждом храме, а вместе с Ним и весь сонм святых, а также Ангелы – хранители всех присутствующих в храме.

«Приходя сюда, помните, – наставляет свт. Феофан Затворник,что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

Как люди обращаются к Богу?

Ответы – Через молитву.

Учитель – О чём люди говорят в своих молитвах?

Ответ – О нуждах, о грехах, просят помощи, благодарят.

Учитель – Теперь понятно, почему «храм – дом молитвы».

Значит, люди приходят в «храм – жилище Божие» для общения с Ним через молитву. Поэтому «храм – дом молитвы».

II. Стихи – Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель – Свт. Феофан советует:

Слайд – «Спешите же в храм охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

Свт. Феофан Затворник

Слайд Молящиеся люди.

Учитель – Христианин идёт в храм со всякой нуждой, с надеждой, с радостью, готовый к открытому, честному разговору, без всякой хитрости на душе, с мыслью, что здесь поймут, простят.

К кому так идут и даже стремятся люди?

Ответ – К родителям, в родной дом.

Учитель – Вот именно поэтому свт. Феофан называет Церковь Православную нашей матерью. Храм, по словам свт. Феофана Затворника, учит истине Божией, воспитывает христианина под руководством пастырей, врачует и восстанавливает наши духовные силы. То есть храм заботится о нас, как мать.

Работа с текстом проповедей «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. и «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

Прочитаем в проповеди свт. Феофана Затворника.

Читает учитель – дети следят по рабочим материалам.

«Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости».

«Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении Слова Божия, в песнях церковных и в поучениях, истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную».

Слайд – Храм (внешний вид, внутренний вид).

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке…»

«Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых».

Слайд «…Храм есть тень Неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нём, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое Небо на земле, – в котором благоволит вселяться Господь, а с Ним и… Ангелы, наши… Хранители, и святые».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в имении А.А.

Колибова)

Учитель – Вы были в храме. Что вы видели внутри храма?

Ответы – Иконы, росписи на библейские темы.

Учитель – О символике внутреннего устройства храма (три части: притвор, основное пространство, алтарь – в восточной части; алтарь – главное место, где невидимо пребывает Бог; иконостас – ряды икон; подкупольное пространство – Спас Вседержитель, апостолы, евангелисты; росписи: мозаики, фрески; иконы; внутреннее устройство символизирует корабль, устремленный к высшим сферам).

Поэтому и говорит свт. Феофан: «Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине Небесной». Храм есть училище, питомник, врачевательница, открывающий двери Царствия Небесного.

Слайд – «Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«… Здесь какое богатство святых помышлений в слове!»

«Сколько примеров святости в изображениях!

Сколько разительных напоминаний в действиях!»

«Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Приходите же и питайтесь здесь хлебом Небесным. В храме преподается… наука о спасении души…»

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма»  в с.

ОльшанкеБорисоглебского уезда 7.09.1860 г.) 

Слайд Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Работа с текстом проповеди «На освящение Крестовоздвижеского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Читает учитель – ученики следят по рабочим материалам.

«Храм есть училище и училище Небесной мудрости».

«Мудрость сия преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний; в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма; преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде; преподается так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию (через Таинства) и общиться с Небом».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом,  украшенными  всякой добродетелию».

Слайд – Храм (внешний и внутренний вид).

 

III. Учитель – Так велико значение храма! Здесь просвящаются духовною мудростью, врачуются в духовных немощах, питаются благодатию (через Таинства Исповеди и Причастия) и общаются с Небом.

 

Слайд –«Храм сооружается для людей. Не забывайте же бывать в храме…всякое воскресенье и праздники, а кто может – и во всякий другой свободный день».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом,  украшенными  всякой добродетелию».

Свт. Феофан Затворник

 

Учитель – Каково же значение храма в жизни православного христианина?

 

Ответы –  Познать Божию мудрость.

Научиться жить по заповедям Божиим.

Получить помощь для преодоления грехов.

Получить помощь в решении проблем.

Научиться добродетелям.

Учитель – Это возможно. Но от вас потребуется соблюдение определённых правил. Каких?

 

Ответы  – Ходить в церковь регулярно (в воскресение, в праздники).

Участвовать в службах, вникая в них.

Искренне молиться с верою и надеждою получить помощь.

Заслужить благодать Божию через Таинства Исповеди и Причастия, так как,

по словам свт. Феофана, «без благодати мы ничего не можем делать».

Учитель – Церковь создана для людей – мы должны её знать и любить, и верить ей.

Слайд – Дорога к храму.

Учитель – Сейчас строится много новых храмов, восстанавливаются старые. На службах много людей разных возрастов, в том числе и детей. Храмы нужны. Послушайте, что пишут ваши сверстники.

 

Чтение отрывков из конкурсных творческих работ учащихся.

 

Колесникова Юлия, 15 лет.

«…Жизнь нашего храма – это путь длиной почти в 150 лет… Одиннадцатый год мы восстанавливаем нашу церковь, и сейчас она поднимается. Поднимается навстречу новой жизни. Это символично: храм возрождается вместе с нами. Вместе с Россией».

 

Бочарова Мария, 14 лет.

«…В 1931 году началось „Церковное дело“. Разорили храм… С закрытием церкви началось забвение веры… Прошли годы. В 1991 году разрешили восстанавливать храмы. Замечательная подвижница благочестия Михеева Надежда Николаевна (в монашестве Серафима) возглавила работу по восстановлению нашего храма… И храм воскрес, открылся».

 

Рожкова Анна, 15 лет.

«…Сегодня на месте разрушенных прежде храмов растут новые церкви, часовни. И всякий новый купол с крестом, возносящийся в небо, являет собой не только религиозный символ, но и знак возрождения, обращения к истокам.

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Огарёво–Почково в Сасовском районе был построен в 1750 году… В начале ХХ века храм был разорён… Но пришли иные времена. Стали восстанавливаться храмы… Мы все верили, что настанет день, когда колокола призовут нас на богослужение. Это случилось 28 августа 2006 года в храме Успения Божией Матери в день престольного праздника».  

 

Слайд – В храм люди идут за единственной правдой – Правдой Христа, Бога нашего, чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Учитель – Наш Патриарх Кирилл в проповеди на освящении храма в Ханты–Мансийске 28.09.2013 г. сказал, что «в храм люди идут за единственной правдой Правдой Христа, Бога нашего, чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества. Эта Правда – единственно верная».

Задание на дом: написать сочинение на тему «Храм, в который я хожу (мы ходим всей семьей)».


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан»

Свт. Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь «На освящение храма. О значении храма в жизни христиан» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.

Проповедь «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г. С. 311–317.

Проповедь «На освящение храма. Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница»в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. С. 318–323.

Проповедь «На устроение храма. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. С. 331–334.

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

Проповедь «На освящение Крестовоздвижеского храма. О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г. С. 350–356.

Стихи о храме.

 

Н. А. Некрасов. «Тишина»

 

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин. «Церковь покрова на Нерли»

 

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

 

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

 

Л. Гайвороновский

 

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М.Ю. «Молитва»

 

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан»

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих».

 «Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела… Все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия.

Не то же ли самое есть между нами и храмом? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий».

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис (молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

«… Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по–христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Стихи о храме.

 

Н. А. Некрасов. «Тишина».

 

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин «Церковь покрова на Нерли»

 

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

 

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

 

Л. Гайвороновский

 

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М. Ю. «Молитва»

 

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г.

«Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости».

«Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении Слова Божия, в песнях церковных и в поучениях, истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную».

Всё в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме.

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке».

Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых.

Из Проповеди святителя Феофана Затворника Вышенского «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

«Храм есть училище и училище Небесной мудрости».

«Мудрость сия преподаётся здесь в чтении Божественных и отеческих писаний;

в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма;

преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде;

преподаётся так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию (через Таинства) и общиться с Небом».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом,  украшенными  всякой добродетелию».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БЛАГОГОВЕЙНО – благочестиво, со страхом Божиим, с глубоким уважением.

 

БЛАГОДАТЬ – действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. Благодать дарует спасение и освящение человека.

 

ГОРНИЙ МИР – высший мир; духовный мир; мир, в котором пребывают Бог, апостолы, Ангелы, святые.

 

ДОГМАТЫ – официально признанные основные положения религии, непреложные истины.

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

ОБЕТОВАНИЕ –Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

 

ОСВЯЩЕНИЕ – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

 

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – служение, помогающее пастырю – священнику – церкви заботиться о людях.

 

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения.

 

СОНМ – собрание кого-либо.

 

ХРАМ – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия.

 

ХРИСТИАНИН – человек верующий, исповедующий христианское учение и старающийся уподобиться Христу.

 

ЦЕРКОВЬ – духовная организация, в которую человек может вступить, приняв крещение и живя праведно.