Святитель Феофан и книги

Звукозапись к уроку «Об устроении в себе духовного храма»

mpi2014

Урок для учащихся старшей возрастной группы

Тема: «Об устроении в себе духовного храма»

Цель: назначение храма в жизни верующего человека

Задачи:

1. Уяснить понятия «храм внешний, рукотворный» и «храм внутренний, нерукотворный».

2. Выяснить два значения слова «Церковь».

3. Указать на ответственность каждого верующего перед Церковью.

 

Методы:

1. Работа с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

2. Самостоятельная работа учащихся по предварительному заданию.

3. Использование видеоматериалов.

 

Ход урока

Слайд – Цитата урока: Господь сказал: «Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие» (2Кор. 6,18).

Учитель – Как понять цитату? Что имеет в виду Господь?

Сегодня на уроке мы будем выяснять это и в поисках ответа на вопрос – опираться на проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Что такое проповедь?

В словаре В.И. Даля – «поучение, речь, духовное Слово, наставление священника пастве в церкви».

А тот, кто произносит проповеди, – проповедник, учитель Слова Божия, наставник веры.

Мы будем сегодня на уроке работать с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского, учителя Слова Божия, наставника веры.

 

Слайды – Портрет святителя Феофана, Затворника Вышенского

Успенский Вышенский монастырь

22 последних года своей жизни свт. Феофан провёл в затворе, поэтому и получил имя Затворник. Затворник, по словарю Даля, это «затворившийся в келье монах». Такой вид монашества свт. Феофан избрал добровольно, уединившись в келье Вышенского монастыря для ежедневного общения с Богом и усердного труда по написанию богословских сочинений. А до затвора служил в различных епархиях России и на Святой Земле. И везде он имел славу замечательного проповедника православной веры, Слова Божия, учителя христианства. Когда приходило время покидать место службы в связи с новым назначением и он объявлял об этом своей пастве, к нему обращались со словами искренней благодарности, признания за помощь и просвещение, глубокого сожаления, что не будет теперь у них встреч с любимым пастырем, из уст которого звучало Слово Его о вере, высокое, искреннее, понятное всем и просветляющее всех, жаждущих жить по закону Божию. Это были яркие речи пастыря, убеждённого и умеющего убеждать. Свт. Феофан Затворник – не только выдающийся мыслитель, философ–богослов ХIХ века, но и талантливый писатель. Язык его проповедей отличается художественной образностью.

Где исполнял пастырскую службу свт. Феофан?

Ответ – Подготовленное сообщение учащегося, в котором ученик называет места пастырской службы свт. Феофана, подчеркивая воспитательное направление его деятельности. Литература для подготовки сообщения:

1. Светильник горящий и светящий. – Шацк: Успенский Вышенский женский монастырь, 2007.

2. Земной путь святителя Феофана, Затворника Вышенского в фотодокументах: к 110-й годовщине блаженной кончины свт. Феофана. – Рязань: Зерна, 2004.

Учитель – Сегодня мы используем на уроке проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского, произнесённые в городах Санкт–Петербурге и Владимире.

Работа с текстом проповеди «На освящение придела святой великомученицы Екатерины» в Санкт–Петербурге.

Чтение текста. Читает учитель – дети следят по своим рабочим материалам.

«Святой первомученик Стефан в своем к народу поучении говорил: «Соломон создал Богу храм, но Вышний не в рукотворных храмах живет, – не потому, чтобы рукотворный храм был не нужен и ничего не значил, но потому, что на созидании его одного не должно успокаиваться, а надобно приложить к нему еще и другое здание – духовное, из умов и сердец сложенное. И это так необходимо, что коль скоро нет сего последнего, то и первое теряет свою цену».

 

Дальше читают дети.

 

«…Нам надо быть образованными по духу Церкви…, то есть каждый должен устроить из себя малую духовную Церковь по образу Великой Вселенской Церкви.

И вот чего… ожидает Он от нас, именно, чтобы все представили из себя Церковь Святую, которую любит Господь и о членах которой сказал Он: «Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие».

Обяжем же себя к сооружению в себе духовного храма!»

I.Учитель – Свт. Феофан просит различать храм «внешний, рукотворный» и храм «внутренний, нерукотворный, духовный». Как вы поняли, что есть «внешний храм», а что есть «внутренний»?

 

Ответы –  1. Внешний храм – это тот, где совершается церковная служба, куда приходят верующие люди, чтобы помолиться Богу.

2. Внутренний храм – у каждого в душе, и он наполнен знаниями о Боге, о вере и постоянно пополняется новыми знаниями.

3. Внутренний храм даже важнее внешнего: свт. Феофан говорит: «Коль скоро нет последнего (то есть, внутреннего храма), то и первое (внешний храм) теряет свою цену».

 

Учитель Значит, понятно, почему свт. Феофан призывает каждого позаботиться об устроении внутреннего храма.

В той же проповеди свт. Феофан говорит, как это сделать.

 

Учитель читает – дети следят по записям в своих рабочих материалах.

 «Расчистим место для здания (внутреннего храма) истинным покаянием, углубим основание крепкою верою и твердою решимостию жить по вере и затем, оживляясь притоком благодати чрез Святые Таинства, будем с терпением возводить здание, полагая, как камень на камень, добродетель на добродетель, связуя их любовию и уравнивая рассуждением и руководством пастырей; прикроем все… непоколебимою верностию всем уставам и предписаниям Святой Церкви… Украсим сей храм сердца благими помышлениями, освятим… и облагоухаем фимиамом непрестанной молитвы…

Сделаем так, и каждый из нас будет живой храм Господу…»

 

Комментарий учителя: Речь свт. Феофана в проповедях ярка и убедительна. Понятия «храм рукотворный» и «храм нерукотворный» пастырь дает через сравнение: «храм рукотворный» (внешний) построен из кирпичиков, плотно уложенных строителями. А «храм нерукотворный» (внутренний) выложен добродетелями, положенными одна на другую, как кирпичики. Но главное – каждый сам выстраивает храм внутри себя своими добродетелями, приобретенными через богообщение с помощью благодати Божией.

 

Учитель Где же происходит созидание (построение) «внутреннего храма»?

 

Ответ В храмах.

Слайд – «Храмы устрояются, чтобы через них и в них научить нас самих созидаться в Жилище Божие духом.

Храмоздание – только начало христианских отношений к нему. Далее начинается главное: надлежащее пользование созданным храмом».

Свт. Феофан Затворник (Проповедь «На освящение

Крестового Христорождественского храма в г. Владимире 2.02.1866 г.)

Учитель Что это значит? Как понять«надлежащее пользование храмом»?

Ответы  1. Регулярно ходить в Церковь.

   2. Принимать участие в службах.

   3. Общаться с Богом через молитву и через Таинства Исповеди и Причастия.

Учитель – Через искреннюю молитву, через участие в службах, через принятие Святых Таинств получить благодать Божию, которая поможет обрести духовность, направит жизнь по заповедям Божиим. И, наконец, построить в себе Церковь Божию, «внутреннюю, духовную, нерукотворную».

Слайд  «Господь ожидает от нас, «чтобы все представили из себя Церковь Святую,… о членах которой Он сказал: „Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие“». (2Кор. 6,16).

«Надобно так образовать себя, чтобы представить в себе всю Святую Церковь.

Обяжем же себя к сооружению в себе духовного храма».

Свт. Феофан Затворник (Проповедь «На освящение придела святой великомученицы Екатерины» в Санкт–Петербурге)

Учитель обращает внимание на высказывания Феофана Затворника.

II. Учитель Если главная цель – построить «внутренний храм», то, может быть, нет нужды в храме «внешнем, рукотворном»? Зачитаем, что говорит по этому поводу свт. Феофан.

Работа с текстом проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение Крестового Христорождественского храма» в г. Владимире 2.02.1866 г.

Читают дети.

«Построение внутреннего, духовного храма в каждом есть обязанность каждого. Но это не делает, однако ж, храмы внешние ненужными.

В рукотворных храмах Господь являет свое особое присутствие… ради тех, в коих чает через них устроить Себе храмы нерукотворные.

Храмы устрояются, чтобы через них и в них научить нас самих созидать в жилище Божие духом.

К этому направлен и самый образ устроения храмов, и все, что потом в них совершается.

Без внешних храмов никакого не будете иметь  успеха в созидании внутренних.

Нужно будет ведение истины, а она здесь проповедуется; нужна будет благодать Божия, а она здесь получается в Таинствах; нужно будет опытное руководство, а оно преподается служителями видимых алтарей.   

Да и самая мысль о созидании в себе жилища Богу здесь западает на сердце, –

здесь потом зреет и крепость получает – прийти к исполнению».

 

III. УчительЦерковь – это то место, где мы вступаем в общение с Богом иобретаем духовную церковь внутри себя. Воцерковленные люди, объединившись, станут Единой живой Церковью, живущей по закону Божьему. Создание Единой Вселенской Церкви через построение каждым верующим внутреннего, нерукотворного, духовного храма внутри себя – это высшая задумка Бога о мироустроении. К такому миропорядку можно прийти через создание в себе своими усилиями внутреннего храма, нерукотворного, духовного. Но на территории храма внешнего, рукотворного, культового сооружения, здания, где по установленному Господом чину человек вступает в общение с Богом, обретает духовность и благодать Божию.

Слово «Церковь» – многозначное.

Какие значения слова «Церковь» вы узнали сегодня на уроке?

 

Ответы   Церковь – православный храм, здание для богослужений.

Церковь – объединение людей той или иной религии.

Есть Церковь католическая, мусульманская, иудейская, буддистская и православная.

Мы же принадлежим к Русской Православной Церкви.

Учитель – Итак, все, кто исповедует веру христианскую – верит в Иисуса Христа, крещён, ходит в церковь, старается жить по заповедям Бога, – образуют Единую Духовную Церковь. Все люди, собравшиеся в Церкви на службу – это Церковь. И это единство должно опираться на Истину Божию, которая одна есть правда. «Так, все, единым духом исполняясь, составим Единую Церковь, не имеющую скверны или порока», – читаем в проповеди Феофана Затворника.

Возможно ли это? И кто ответственен за сохранение чистоты Церкви?

Работа с текстом проповеди «На освящение придела святой великомученицы Екатерины» в Санкт–Петербурге. Зачитать по тексту.

 

Читает учитель.

«Конечно, это есть только совершенство… На деле же всегда будут немощные и своенравные… Однако ж нельзя оправдывать нашей поблажки и равнодушия к распространяющемуся злонравию и суемудрию; никак нельзя терпеть или допускать,… чтобы суемудрые и злые размножались, составляли общины, имели голос… Иначе мы обличим свое нерадение и холодность к общему долгу и благу и попустим умножаться злу, которое может угрожать опасностью всей Церкви».

 

Дальше выдержки из текста читают ученики.

 

«Отчего зло распространяется? Оттого, что мы сами равнодушно смотрим на него и охотно поддаемся ему…

Пусть никто не оговаривается: «Что я, как частный человек, могу сделать?» Ничего особенного не требуется. Будь только всякий истинным сыном Церкви, образуй себя по духу ее – и ничто противное сему духу не водворится среди нас.

Что пользы строить храм, чтобы в нем проповедовалось Слово Божие, а между тем позволять свободно распространяться учениям, противным Слову Божию.

Здесь (в храме) слышать изложение святых правил жизни, а вне охотно вводить и принимать обычаи, оскорбительные для христианского сердца.

Здание (храма) украшать великолепно, а себя отчуждать от Церкви и охлаждать к уставам ее. Не скажет ли нам Господь: “Что мне в ваших пышных зданиях, когда вы разоряете Церковь Мою…?”».

Учитель Написано в ХIХ веке, но и сегодня всё это актуально. Это и про нас свт. Феофан, Затворник Вышенский, произносил свои проповеди о храме, о Великой Вселенской Церкви, способной объединить всех, кто ищет Истину в Слове Божием.

Эти проповеди и сегодня открывают людям знания о нашей вере, о нашей Церкви, учат нас быть православными христианами.

Слайд Дорога к Храму

Учитель Давайте прочитаем мудрые изречения свт. Феофана, Затворника Вышенского из проповеди «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы» в г. Владимире.

 

Учитель читает – ученики следят по записям в своих рабочих материалах.

«Первое дело чтущих храм есть приметаться в нём, как дому Божием… Надо так приметаться, чтобы и самим созидаться в жилище Божие Духом.

Ходя в Церковь, надо отображать её в себе…

Внимательно и трезвенно пребывающий здесь навыкнет непрестанно на алтаре сердца умом приносить Богу жертвы духовные.

Так устрояющиеся внутренно Бога привлекают, Который исполняет в отношении к ним обетование Своё: „Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог» (2Кор. 6,16).

Таково назначение Храма! Дать желающим возможность, приметаясь в храмы, самим стать храмом Богу».

Учитель Подводя итог сегодняшнего урока, надо подчеркнуть еще одну мысль свт. Феофана Затворника: все мы, «единым духом исполняясь», должны объединиться в Единую Святую Церковь. И беречь ее от зла. Свт. Феофан Затворник говорит об ответственности каждого члена Единой Церкви за сохранение ее целостности и верности Истине Божией.

IV. Контрольные вопросы:

     1. Слово «Церковь» имеете два значения. Какие?

     2. Что значит «храм внешний»?

     3.Что значит «храм внутренний»?

     4. Как соотносятся они между собой?

Задание: Слово «храм» имеет несколько значений: «храм – архитектурное сооружение», «храм – дом Божий», «храм науки», «храм души». Напишите маленькое сочинение, положив в основу его любое из данных значений.  


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «Об устроении в себе духовного храма»

Святитель Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь «На освящение придела святой великомученицы Екатерины. Об устроение в себе каждом духовного храма по образцу видимого» в г. Санкт–Петербурге. С. 284–291.

 

Проповедь «На освящение Крестового Христорождественского храма. О построении внутри в себе храма с напоминанием, что это не делает, однако ж, излишними храмы внешние» 2.02.1866 г. в г. Владимире. С. 365–373.

 

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

 

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском.

 

Святитель Феофан (в мире Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г.

Учась в Киевской духовной академии он принял монашеский постриг с именем Феофан. По окончании Академии началось его служение на учебно-воспитательном поприще: в Киевско-Софийском духовном училище, в Новгородской духовной семинарии, в Санкт-Петербургской духовной академии, в Олонецкой духовной семинарии в г. Петрозаводске.

В 1847 г. отец Феофан был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В Иерусалиме он прекрасно изучил греческий язык, занимался еврейским и арабским языками.

В 1857 г. архимандрит Феофан был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии. В 1859 году был возведен в сан епископа и назначен главой Тамбовской епархии. Здесь он прослужил 4 года. Придавая большое значение религиозно-нравственному просвещению народа, преосвященный Феофан каждое богослужение заканчивал проповедью. Эти службы епископа Феофана, где звучало его пастырское нравоучение, пользовались популярностью у народа.

Проповеди свт. Феофана этого времени были собраны в книги «Слово тамбовской пастве».

Именно в эти годы в одну из поездок по монастырям своей епархии свт. Феофан посетил Вышенскую пустынь (тогда Выша входила в состав Тамбовской губернии). Красота природы этой местности произвела огромное впечатление на владыку, который сказал: «Нет ничего на свете лучше».

Летом 1862 г. свт. Феофан был назначен на служение во Владимирскую  епархию. Здесь за епископом Феофаном окончательно укрепилась слава проповедника. За трехлетний период пребывания на Владимирской кафедре он произнес 138 проповедей.

В марте 1866 г. после 25-летнего служения Церкви на различных поприщах свт. Феофан подает прошение об увольнении с должности епископа Владимирской епархии с правом проживания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Просьба его была удовлетворена.

Такое свое решение архиепископ Феофан объяснил так: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». «Покой» (как его понимал свт. Феофан) нужен был ему, чтобы целиком предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви.

Летом 1866 г. свт. Феофан приезжает в Вышу. Начинается новый этап его жизни – 28 лет, до конца своих дней, он проведет на шацкой земле. Первые 6 лет живет по монастырскому Уставу. А с весны 1872 г. свт. Феофан уходит в затворническую жизнь. Затвор – это особый вид монашества, когда священнослужитель добровольно ограничивает свое общение с людьми. В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила затворническая жизнь архипастыря. Не переставал свт. Феофан и наставлять людей, ищущих пути к Богу. В свободное от духовных подвигов время он занимался богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшихся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о наставлениях  и помощи. Уйдя из мира и почти не встречаясь с людьми, епископ-затворник не переставал интересоваться жизнью Церкви и своего народа. Он выписывал многие журналы, выходившие в то время не только в России, но и за рубежом. В его кабинете была огромная библиотека. При написании произведений святитель использовал обширную литературу на русском и иностранных языках. Все прочитанное он молитвенно переживал, вынашивал, и постепенно из-под пера его выходили очень глубокие, а главное душеполезные творения. Столь велико значение пастырского труда свт. Феофана для Церкви на все времена, что на надгробии, установленном над могилой свт. Феофана, изображены 3 его книги: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «Об устроении в себе духовного храма»

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение придела святой великомученицы Екатерины» в Санкт–Петербурге:

«Святой первомученик Стефан в своем к народу поучении говорил: «Соломон создал Богу храм, но Вышний не в рукотворных храмах живет, – не потому, чтобы рукотворный храм был не нужен и ничего не значил, но потому, что на созидании его одного не должно успокаиваться, а надобно приложить к нему еще и другое здание – духовное, из умов и сердца сложенное. И это так необходимо, что коль скоро нет сего последнего, то и первое теряет свою цену».

«…Нам надо быть образованными по духу Церкви…, то есть каждый должен устроить из себя малую духовную Церковь по образу Великой Вселенской Церкви».

«И вот чего… ожидает Он от нас, именно, чтобы все представили из себя Церковь Святую, которую любит Господь и о членах которой сказал Он: „Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2Кор. 6,16).

«Обяжем же себя к сооружению в себе духовного храма!»

«Расчистим место для здания (внутреннего храма) истинным покаянием, углубим основание крепкою верою и твердою решимостию жить по вере и затем, оживляясь притоком благодати чрез Святые Таинства, будем с терпением возводить здание, полагая, как камень на камень, добродетель на добродетель, связуя их любовию и уравнивая рассуждением и руководством пастырей; прикроем все… непоколебимою верностию всем уставам и предписаниям Святой Церкви… Украсим сей храм сердца благими помышлениями, освятим… и облагоухаем фимиамом непрестанной молитвы…

Сделаем так, и каждый из нас будет живой храм Господу…»

 

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение Крестового Христорождественского храма» в г. Владимире 2.02.1866 г.

Читают дети.

 

«Построение внутреннего, духовного храма в каждом есть обязанность каждого. Но это не делает, однако ж, храмы внешние ненужными».

«В рукотворных храмах Господь являет свое особое присутствие… ради тех, в коих чает через них устроить Себе храмы нерукотворные».

«Храмы устрояются, чтобы через них и в них научить нас самих созидаться в жилище Божие духом».

«К этому направлен и самый образ устроения храмов, и все, что потом в них совершается».

«Без внешних храмов никакого не будете иметь успеха в созидании внутренних».

«Нужно будет ведение истины, а она здесь проповедуется;

нужна будет благодать Божия, а она здесь получается в Таинствах;

нужно будет опытное руководство, а оно преподается служителями видимых алтарей».

«Да и самая мысль о созидании в себе жилища Богу здесь западает на сердце, –

здесь потом зреет и крепость получает – прийти к исполнению».

 

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение придела святой великомученицы Екатерины» в Санкт–Петербурге

Читает учитель.

 

 «Конечно, это есть только совершенство… На деле же всегда будут немощные и своенравные… Однако ж нельзя оправдывать нашей поблажки и равнодушия к распространяющемуся злонравию и суемудрию; никак нельзя терпеть или допускать,… чтобы суемудрые и злые размножались, составляли общины, имели голос… Иначе мы обличим свое нерадение и холодность к общему долгу и благу и попустим умножаться злу, которое может угрожать опасностью всей Церкви».

 

Читают ученики.

 

 «Отчего зло распространяется? Оттого, что мы сами равнодушно смотрим на него и охотно поддаемся ему…»

«Пусть никто не оговаривается: «Что я, как частный человек, могу сделать?» Ничего особенного не требуется. Будь только всякий истинным сыном Церкви, образуй себя по духу ее – и ничто противное сему духу не водворится среди нас».

«Что пользы строить храм, чтобы в нем проповедовалось Слово Божие, а между тем позволять свободно распространяться учениям, противным Слову Божию».

«Здесь (в храме) слышать изложение святых правил жизни, а вне охотно вводить и принимать обычаи, оскорбительные для христианского сердца».

«Здание (храма) украшать великолепно, а себя отчуждать от Церкви и охлаждать к уставам ее. Не скажет ли нам Господь: „Что мне в ваших пышных зданиях, когда вы разоряете Церковь Мою…?“».

 

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского«На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы» в г. Владимире 17.11.1863 г.

«Первое дело чтущих храм есть приметаться в нём, как дому Божием… Надо так приметаться, чтобы и самим созидаться в жилище Божие Духом».

«Ходя в Церковь, надобно отображать её в себе».

«Внимательно и трезвенно пребывающий здесь навыкнет непрестанно на алтаре сердца умом приносить Богу жертвы духовные».

«Так устрояющиеся внутренно Бога привлекают, Который исполняет в отношении к ним обетование Своё: „Вселюся в них, и похожду, и буду им Бог“» (2Кор. 6,16).

«Таково назначение Храма! Дать желающим возможность, приметаясь в храмы, самим стать храмом Богу».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БОГООБЩЕНИЕ – общение человека с Богом через Его действия в человеческой душе (в Церковных Таинствах и личной молитве) и обстоятельства человеческой жизни.

 

ДУХОВНОСТЬ – высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души.

 

ЕПАРХИЯ – административно-территориальная единица во главе с епископом (архиереем).

 

ЗАТВОР – жизнь в уединении, вне общения с людьми.

 

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

 

ОБЕТОВАНИЕ – Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

 

ПАСТВА – собрание верующих мирян, прихожане церкви.

 

ПАСТЫРЬ – священник как наставник паствы.

 

ПРАВОСЛАВИЕ – христианское вероисповедание, основанное на Священном Писании (Библии) и Священном Предании (материалах Вселенских Соборов, трудов отцов церкви, богослужебной практике). Оно исходит из признания Триединого Бога, Творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь исполняет роль посредницы между Богом и людьми.

 

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения; поучение, наставление священника в церкви, обращенное к прихожанам.

 

ПРОПОВЕДНИК – священнослужитель, который произносит речь, наставления, нравоучения.

 

СВЯТИТЕЛЬ – торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии.

ХРИСТИАНИН – верующий человек, исповедующий христианскую религию, старающийся уподобиться Христу.