Святитель Феофан и книги

Звукозапись к уроку «Храм – воспитатель духовной жизни»

 

mpi2014

Урок для учащихся старшей возрастной группы

Тема: «Храм – воспитатель духовной жизни»

Цель: сформировать понимание смысла посещения храма для православного христианина

Задачи:

1. Уяснить, что такое «духовность».

2. Объяснить, как духовность рождается в храме.

Методы:

1. Чтение проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского с комментированием.

2. Беседа–диалог.

3. Видеоматериалы.

 

Ход урока

Учитель – Вам известно место и значение храма в жизни православных христиан. Зачем люди, наши единоверцы, идут в храм?

Ответ – Для общения с Богом.

Учитель –  Как происходит это общение?

Ответ – Через молитву.

Учитель – Насколько это важно, говорит факт: храмы появились на нашей земле с принятием христианства (988г.), и до сих пор появление нового храма – ожидаемое и желаемое событие.

Слайд – Храм во имя св. Иоанна Кронштадтского в Рязани.

Учитель – Сегодня на уроке мы должны прийти к пониманию, в чём главная цель посещения храма для православного человека?

Нам помогут в этом проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайды – Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

   Успенский Вышенский монастырь.

Слово о жизни свт. Феофана в Успенском Вышенском монастыре.

Свт. Феофан – это великий богослов, учитель веры христианской, просветитель и талантливый проповедник ХIХ века.

На путь служения Церкви он вступил в 1841 г. Тогда, будучи студентом Киевской духовной академии, Георгий Говоров принял по собственному желанию монашество, получил имя Феофан, что  в переводе с древнегреческого языка означает «Богом явленный» и, блестяще окончив академию, был назначен на должность ректора Киевско-Софийского духовного училища. Затем было 25 лет добросовестного и яркого служения на разных церковных поприщах. Очень скоро свт. Феофан приобрел славу ревностного проповедника Слова Божиего, замечательного педагога, а затем заботливого пастыря, внимательного к нуждам своей паствы. Уже в молодые годы он стал известен и как автор богословских сочинений. В мае 1865 г. свт. Феофан после 25 лет служения  подает прошение об увольнении с должности епископа Владимирской епархии с правом проживания в Вышенской пустыни – монастыре, построенном в местечке Выша Тамбовской епархии (теперь Выша и Вышенский монастырь принадлежат Рязанской области и находятся в Шацком районе). Просьба свт. Феофана была удовлетворена.

Свое решение свт. Феофан объяснил так: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». «Покой», как его понимал свт. Феофан, нужен был ему, чтобы целиком предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви.

Летом 1866 г. свт. Феофан приезжает в Вышу. Начинается новый этап его жизни – 28 лет, до самой своей кончины, он проведет на шацкой земле, в Вышенском Успенском монастыре. Первые 6 лет он живет по монастырскому уставу, участвует в богослужениях. А с весны 1872 г. свт. Феофан начинает вести затворническую жизнь. Затвор – это особый вид монашеской жизни, когда священнослужитель добровольно ограничивает (даже прекращает) свое общение с людьми. С момента начала затвора и все 22 года свт. Феофан принимал у себя только настоятеля пустыни, архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника монаха Евлампия, который прислуживал свт. Феофану в келье. Ни родные, ни знакомые, ни даже лица царской семьи не могли нарушить его затвора. Собирающимся посетить святителя в затворе он напоминал в письмах: «Вы желали на Вышу. Ворота нашей обители отворены для всех; мои же двери для всех заперты. Я не могу никого принимать и не принимаю».

Время затвора – центр жизни преосвященного Феофана. Здесь он совершил свой подвиг для Церкви, для всего православного мира, за который был признан святым православной Церкви. Такое признание заслуг в церковном мире называется прославление в лике святых. Свт. Феофан, Затворник Вышенский, прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 1988 г.

Подвиг свт. Феофана имеет две составляющие:

1. молитвенный подвиг – большая часть его дня проходила в непрестанной молитве, для этого в келье свт. Феофана была устроена Церковка;

2. духовный подвиг – написание богословских трудов, за время пребывания на Выше им была создана большая часть его духовных произведений.

Особый вид литературных трудов свт. Феофана в Вышенском затворе представляет его переписка. Со всех концов России к нему шли письма с вопросами, с просьбами. Люди разных сословий, разных возрастов искали у него советов, наставлений. В результате переписки с православной девушкой – своей духовной дочерью – появилась книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

 

Учитель – Что в переводе с древнегреческого языка означает «Феофан» и почему святителя Феофана называют еще «Затворник Вышенский»?

Ответы –

 

Учитель – Свт. Феофан Затворник прославлен в лике святых. Когда? За какие подвиги?

 

Ответы –

 

Учитель – Как вы думаете, случайно ли из всего множества творений свт. Феофана, Затворника Вышенского, я назвала книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»?

 

Ответ – Тема нашего урока о духовности, об обретении духовности в храме.

 

Учитель – Послушайте, что говорил свт. Феофан в проповеди «На освящение храма» в селе Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г.

 

Слайд – «Когда устрояется храм – это то же, что открывается обильный источник в бесплодной пустыне, или что устрояется всецелебная врачебница в месте, зараженном всякого рода недугами, или что заводить рассадник, куда собираются всякого рода ростки духовные и где совмещено все благоприятное к взращиванию их».

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение храма. Храм –

воспитатель духовной жизни» в с. Савватме

Елатомского уезда 6.08.1861 г.) 

Учитель – «…ростки духовные» – за этим идут люди в храмы: хотят обрести здесь духовность.

А что такое духовность?

Слайд – Духовность – все, относящееся к Богу, Церкви, вере; все нравственные и умственные силы человека, ум, воля.  

В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

Учитель – О церковном и светском понимании духовности.

Церковное понимание духовности ориентировано на следующие ценности: Бог, вера, надежда, любовь, молитва, святость, добродетель, красота. Такое понимание духовности предполагает активную жизненную позицию по законам Божиим.

 

Свт. Феофан так говорил:

 

«Помощи кто ищет? Помоги.

Обидел кто? Прости.

Сами обидели кого? Спешите испросить прощения.

Похвалил кто? Не гордитесь.

Побранил? Не сердитесь.

Пришло время молитвы? Молитесь.

Работать? Работайте».

 

Современное светское понимание духовности совершенно иное. Под духовностью понимается проявление душевной сферы – культурные, эстетические. Такое понимание духовности формирует скорее созерцательную, а не активную жизненную позицию.

 

Слайд – «Храм – место, где преимущественно действуют Божественные силы, и поприще, где… зреет наша духовная жизнь». 

 

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение храма»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Учитель – Тема нашего урока: «Храм – воспитатель духовной жизни».

Как храм становится воспитателем духовной жизни?

Слайд –  Для образования и укрепления жизни духовной совершенно необходима как первооснова атмосфера, среда, где все определяется Божественными силами. Все это – в храме.

В Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено, чтобы мы, верующие, имели возможность преобразоваться вслед за Господом нашим.

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение храма»

Учитель – Данные высказывания свт. Феофана очень убедительно говорят о духовности как устремлении к высшим идеалам, к Богу.

Слайды – Храм (внешний вид, внутреннее устройство: подкупольное пространство, иконостас).

Учитель – Значение храма велико – об этом не один раз говорит святитель в своих проповедях. Вот его слова из проповеди «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Слайд – «Сооружение и украшение храма не есть дело простое. Оно очень многозначительно и благодетельно…»

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение

Крестовоздвиженского храма.

Комментарии учителя со ссылкой на изображения храма на слайдах.

Работа с текстом проповеди «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.  

Читают дети.

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме.

Для внимательного здесь какое богатство святых помышлений в слове!

Сколько примеров святости в изображениях! Сколько разительных напоминаний в действиях».

Комментарии учителя: Слово, действие, песнопение – все это составляющие церковной службы.

Слайд – «Все, что происходит в Церкви во время службы, это и есть Небесная пища, необходимая для духовного нашего роста».

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение теплого придела во

имя Благовещения Пресвятой Богородицы»)

Учитель – В Церкви, созданной апостолами по завету Божию, учрежден порядок жизни и действий, направленных к одной цели: «образование и укрепление жизни духовной» в каждом пришедшем сюда. В чем же состоит этот порядок («Богоучрежденный чин»)?

Работа с текстом проповеди «На освящение храма» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г.

Ученики читают текст по рабочим материалам.

«Семя Ему (порядку, чину) полагается в Святом Крещении, где человек… оживает для жизни духовной».

Семяэто произрастает, так как «…в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено».

«Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди Слова Божиего, которое слышится в храмах Божиих». 

«Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах».

«Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий… церковных».

«Во время роста… нужно руководство… – оно есть в богодарованном пастырстве».

«Нужен покров для защиты… – он есть во непременном пребывании в Церкви Самого Господа,… в охранительных силах Небесных,… во всех Святых Божиих, паче же в Пречистой Богородице, скорой… нашей Помощнице».

Далее читает учитель – дети следят по текстам в рабочих материалах.

«Кто верен бывает богоучрежденному порядку восстановления нашего (через Святое Крещение, через участие в службах и восприятии Слова Божиего, через принятие Божественных Таинств, через молитву сердечную, через Богодарованное пастырство), тот, приемля… живоносные стихии духовные, постоянно изменяется в духе на лучшее».

Учитель – Поэтому свт. Феофан призывает:

Учитель читает тексты на слайде.

Слайд – «Спешите сюда (в Божий храм) всякий раз, как услышите зов, не только в праздники и дни воскресные, но и во всякое время, когда имеете возможность».

«Приходите же  и питайтесь здесь Хлебом Небесным». 

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение теплого придела во

имя Благовещения Пресвятой Богородицы» в г.

Владимире 17.11.1863 г.

Проповедь «На освящение храма» в имении А.А.

Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.

1861 г.)

Учитель – Всех желающих вырасти духовно свт. Феофан Затворник предупреждает, что это большой труд. В проповеди «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. читаем…

Читают ученики.

«Надобно, однако ж, знать, что сие оживление и обновление в храме не достаются даром».

«Надо быть особенно настроенным к тому: надо расположить себя к пребыванию в храме со страхом, ко вниманию и собранности, к приятию отверстым верою сердцем всех готовых здесь Небесных влияний».

«У кого нет таких расположений, тот и в храме – как не в храме, потому что ничего не получит там, что мог бы получить, если б пребывал в нем как следует».

«Не поражайте храма суемудрием и своеволием, иначе умрете духом».

Комментарии учителя к данному тексту.

Учитель – И вот какой совет дает свт. Феофан всем приходящим в церковь. Читаем в проповеди «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Учитель читает – дети следят по текстам в рабочих материалах.

«Старайтесь так посещать храмы, чтобы действительно в них просвещаться духовною мудростью… Для сего внимайте всему здесь читаемому, поемому и действуемому и… исполняйте все чины и порядки… молитвования церковные, святые посты, говения, и особенно  Исповедь и Причащение».

В проповеди свт. Феофана «На освящение храма в честь мученика Максимилиана» в г. Тамбове 8.11.1859 г. мы находим ответ и на вопрос «Как приходит духовность в жизнь православного христианина?»

«Невидимыми нитями возбуждается, развивается и зреет в нас жизнь духовная. «Не приходит Царствие Божие с усмотрением», – говорит Господь.

Комментарии учителя.

Учитель – Обретенные в храме духовные блага: духовные знания, духовное видение мира и людей, духовные силы – надо нести во все порядки жизни. «В храм приходят получать силы; силы получают, чтобы действовать; действовать же надо по заповедям» - таков путь духовности. Свт. Феофан учит:

Слайд – «Духовность есть норма человеческой жизни и, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек».

Как об этом говорит свт. Феофан в проповеди «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г.?

Ответы –  «Храм среди вас незатем только, чтоб вы входили в него, но чтоб и он входил в вас и во все порядки жизни вашей духом своим».

«Что получаете в храме, то вводите в жизнь свою, или будьте и вне храма так же благонастроенными, как благонастроенными бываете вы в храме».

«Здесь вы слышите и даже осязаете истину Божию; храните же и свидетельствуйте сию истину всюду и перед всеми; слово же гнило да не исходит из уст ваших (Еф. 4.29) – ни ложь, ни клевета, ни свары».

Слайд – «Самое сильное основание веры – наш внутренний духовный опыт, в котором мы должны возрастать».

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси.

Слайды – Портрет свт. Феофана Затворника

Успенский Вышенский монастырь

 

Учитель – Сегодня на уроке мы говорили о духовности, выясняли, что такое «духовность», где и как она обретается. Наставником у нас был свт. Феофан, Затворник Вышенский. Он учит:

«Духовность есть норма человеческой жизни и, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек». Каждому есть над чем подумать.

 

Контрольные вопросы:

  1. Что такое духовность?
  2. Как вы понимаете выражение «духовный человек», «духовные силы»?
  3. Где человек обретает духовность?
  4. Как научиться духовности?

Задание: выучить духовное стихотворение любого русского поэта (прошлого времени или нашего современника).


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «Храм – воспитатель духовной жизни»

Святитель Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

  1. Проповедь «На освящение храма в честь мученика Максимилиана. О благотворности для детей часто бывать в храмах и молиться» в г. Тамбове С. 292–301.
  2. Проповедь «На освящение храма. О значении храма в жизни христиан» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.
  3. Проповедь «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г. С. 311–317.
  4. Проповедь «На освящение храма в имении А. А. Колибова. Храм – училище, питомник, врачебница, страннопреемница» в с. Рыбном Моршанского уезда 8.06.1861 г. С. 318–323.
  5. Проповедь «На устроение храма. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. С. 331–334.
  6. Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.
  7. Проповедь «На освящение Крестовоздвиженского храма. О созидании духовной жизни в храме соответствующими уроками» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г. С. 350–356.

Духовные стихи русских поэтов

А. Майков

В чем счастье?..

В жизненном пути

Куда твой долг велит – идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и - верить.

 

А.Н. Апухтин

 

О, жизнь! Ты миг,

но миг прекрасный,

Мне невозвратный, дорогой;

Равно счастливый и несчастный

Расстаться не хотят с тобой.

Ты миг, но данный нам от Бога

Не для того, чтобы роптать

На свой удел, свою дорогу

И дар бесценный проклинать.

Но чтобы жизнью наслаждаться,

Но чтобы ею дорожить,

Перед судьбой не преклоняться,

Молиться, веровать, любить.

 

К. Р. Молитва.

 

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить,

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердую волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить,

Ты Своею Пречистою Кровью, –

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить.

 

С.Я. Надсон

 

Верь в великую силу любви!

Свято верь в ее крест побеждающий,

В ее свет, лучезарно спасающий.

Мир, погрязший в грязи и крови,

Верь в великую силу любви!

 

И. Бунин

 

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне – как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нём Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой,

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю – с Тобой.

 

А. Блок

 

Есть минуты, когда не тревожит

Роковая нас жизни гроза.

Кто-то на плечи руки положит,

Кто-то ясно заглянет в глаза…

И мгновенно житейское канет,

Словно в темную пропасть без дна…

И над пропастью медленно встанет

Семицветной дугой тишина…

И напев заглушенный и юный

В затаенной затронет тиши

Усыпленные жизнию струны

Напряженной, как арфа, души.

 

А. Ахматова. Молитва.

 

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханье, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «Храм – воспитатель духовной жизни»

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«Для внимательного здесь какое богатство святых помышлений в слове!»

«Сколько примеров святости в изображениях! Сколько разительных напоминаний в действиях».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г.

«Семя Ему (порядку, чину) полагается в Святом Крещении, где человек… оживает для жизни духовной».

Семя это произрастает, так как «…в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено».

«Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди Слова Божиего, которое слышится в храмах Божиих». 

«Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах».

«Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий… церковных».

«Во время роста… нужно руководство… – оно есть в богодарованном пастырстве».

«Нужен покров для защиты… – он есть во непременном пребывании в Церкви Самого Господа,… в охранительных силах Небесных,… во всех Святых Божиих, паче же в Пречистой Богородице, скорой… нашей Помощнице».

«Кто верен бывает богоучрежденному порядку восстановления нашего (через Святое Крещение, через участие в службах и восприятии Слова Божиего, через принятие Божественных Таинств, через молитву сердечную, через Богодарованное пастырство), тот, приемля… живоносные стихии духовные, постоянно изменяется в духе на лучшее».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Надобно, однако ж, знать, что сие оживление и обновление в храме не достаются даром».

«Надо быть особенно настроенным к тому: надо расположить себя к пребыванию в храме со страхом, ко вниманию и собранности, приятию отверстым верою сердцем всех готовых здесь Небесных влияний».

«У кого нет таких расположений, тот и в храме – как не в храме, потому что ничего не получит там, что мог бы получить, если б пребывал в нем как следует».

«Не поражайте храма суемудрием и своеволием, иначе умрете духом».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

«Старайтесь так посещать храмы, чтобы действительно в них просвещаться духовною мудростью… Для сего внимайте всему здесь читаемому, поемому и действуемому и… исполняйте все чины и порядки… молитвования церковные, святые посты, говения, и особенно  Исповедь и Причащение».

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г.

«Храм среди вас незатем только, чтобы вы входили в него, но чтоб и он входил в вас и во все порядки жизни ваши духом своим».

«Что получаете в храме, то вводите в жизнь свою, или будьте и вне храма так же благонастроенными, как благонастроенными бываете вы в храме».

«Здесь вы слышите и даже осязаете истину Божию; храните же и свидетельствуйте сию истину всюду и перед всеми; слово же гнило да не исходит из уст ваших (Еф. 4.29) – ни ложь, ни клевета, ни свары».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БЛАГИЕ ДЕЛА – добрые, хорошие дела.

БЛАГОГОВЕЙНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ – высшая степень почтительности, уважения, смирения, покорности.

БЛАГОДАТЬ – сила, ниспосланная человеку свыше.

 

БОГООБЩЕНИЕ – общение человека с Богом через Его действия в человеческой душе, которое приходит в результате личной молитвы и участия в Церковных Таинствах.

 

ДОБРОДЕТЕЛИ – положительные нравственные свойства характера определенного человека, определяемые его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

 

ДУХОВНОСТЬ –высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, безгрешности, моральному совершенству, преображению души.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ – жизнь по заповедям Божиим, наполненная Любовью, Добром, Милосердием, как учит Бог.

ДУХОВНЫЙ РОСТ – процесс избавления от неправильных понятий, мыслей и убеждений о том, кто мы есть, и о мире, в котором мы живём.

 

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ –лежит в основе жизни православного христианина, ибо только опытно, благодатно познается Церковь чрез причастность ее жизни.

 

ДУХОВНЫЕ БЛАГА –знания, достижения духовной культуры человечества, моральное добро, заключенное в поступках людей.

 

ЗАТВОР – жизнь в уединении, вне общения с людьми.

 

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

 

ОБЕТОВАНИЕ – Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

 

ПРОПОВЕДНИК – священнослужитель, который произносит речь, наставления, нравоучения.

 

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения; поучение, наставление священника в церкви, обращенное к прихожанам.

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬ – распространитель знаний, просвещения.

СВЯТИТЕЛЬ – торжественное наименование высших лиц в церковной иерархии.