Святитель Феофан и книги

Звукозапись к уроку «Язык проповедей святителя Феофана Затворника»

mpi2014

Урок для учащихся старшей возрастной группы

 

 Тема: «Язык проповедей святителя Феофана Затворника» (2 часа)

 

Цель: языковой анализ текстов проповедей

 

Задачи:

  1. Знакомство с писательским талантом свт. Феофана.
  2. Исследование художественно-выразительных языковых средств.
  3. Уяснение соответствия содержания и языка проповедей.

 

Методы:

  1. Работа с текстами проповедей: наблюдение, анализ языковых средств.
  2. Использование электронных средств.

 

Ход урока

 

Слайд Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

I. Учитель Уже при жизни, находясь на службе в качестве священника или занимая преподавательскую должность, епископ Феофан имел славу ярчайшего проповедника. На его проповеди собиралось большое количество людей, и слушали их чрезвычайно внимательно, боясь пропустить даже одно слово.

Слайд Проповедь – церковное наставление, преподаваемое в храме во время литургии, толкование церковного учения, дающее объяснение нравственных норм христианской жизни.

Учитель  В каждой проповеди – урок благочестия, разъясняющий непростые вопросы духовной жизни, но в речи святителя очень серьезные и глубокие мысли становились доступными для понимания каждого.

II. Учитель У нас сегодня урок-исследование «Язык проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского». Объектом нашего исследования на уроке будут проповеди свт. Феофана, а предметом – художественно-выразительные средства, которые использует автор для создания богословского текста.  Языковой анализ поможет глубже осознать содержание текста.

Проповедь – речь, обращенная к группе людей с целью разъяснить богословское учение, убедить в силе нравственных ценностей проповедуемого учения (в проповедях свт. Феофана Затворника – Православие).

Вопрос – Какой стиль речи соответствует тем задачам, которые ставит перед собой проповедник?

Ответ Публицистический.

Учитель – Да. Проповедник обращается к публике с целью дать знание, убедить в истинности его, доказать нравственную ценность этого знания. Каждая проповедь содержит глубокие философские, этические, научные мысли. Их надо донести до ума и, главное, до сердца слушателей. И побудить к действию.

Свт. Феофан был талантливым проповедником, речи которого отличались содержательностью, глубиной мысли, последовательностью в ее изложении, логикой, убежденностью, актуальностью, занимательностью, эмоциональностью и красотой изложения. Тон проповедей всегда взволнованный, часто пафосный. Эти качества делали проповеди епископа Феофана событием в церковной жизни.

Работа с текстом проповеди «На освящение храма в честь мученика Максимилиана» в г. Тамбове, в Мариинском приюте 8.11.1859 г.

 

Учитель читает – дети следят по текстам в рабочих материалах.

 

«Послушайте же, дети! К вам слово мое! Вы видели, как здесь простерта была завеса, слышали слова совне: возмите врата, князи, ваша… и внидет Царь славы. Внимали вопросу: Кто есть сей Царь славы – и ответу: Господь сил, - Той есть Царь славы (Пс. 23,9-10). Видели затем, как завеса разверзлась и вниде Царь славы – Господь (Пс. 23,9). Здесь Он теперь пребывает… и навсегда пребудет с вами и со всеми приходящими сюда. Ибо Сам сказал: «Будут Очи мои ту, и сердце мое во все дни» (3 Цар. 9,3).Чаще же приходите сюда, дети, ко Господу, как к Отцу вашему!»

 

Учитель Этот текст – яркий пример публицистического стиля. Укажите признаки публицистического стиля.

Ответы 1. Призывы (первое, последнее предложение).

2. Пафосное начало (Послушайте же, дети! К вам мое слово!).

3. Обращение к адресату речи (дети).

4. Восклицания.

5. Логическое рассуждение.

6. Вывод.

 

Учитель Правильно. Давайте осмыслим содержание текста. О чем говорит проповедник? О чине освящения храма, на котором присутствовали дети. Священник воспроизводит в своей речи действия чина освящения, чтобы привести к выводу, в чем суть и смысл этого действия. То есть проповедник дает детям богословское знание об одном из таинств Церкви – поэтому слушатели воспринимают возвышенный тон текста.

Вопрос – Какие языковые средства создают возвышенный тон?

Ответы 1. Лексика высокого стиля («простерта завеса»; «внимали вопросу»; «завеса разверзлась» – это старославянская лексика).

2.  Цитирование Библии при воспроизведении чина освящения.

3. Использование цитаты из Евангелия, принадлежащей самому Богу. Эта цитата усиливает вывод, содержащийся в проповеди, о присутствии Бога в освященном храме.

Учитель На использование в проповедях Евангельских цитат следует обратить особое внимание. Они присутствуют в каждой проповеди. Это логично. Свт. Феофан очень точно использует их для усиления своей мысли как веский довод для убеждения.

Слайд «Не приходит Царствие Божие с усмотрением» (Лк. 17, 20).

Учитель Зачитайте текст из проповеди «На освящение храма в честь мученика Максимилиана» в г. Тамбове 8.11.1859 г.

Ответ – «…Невидимыми нитями возбуждается, развивается и зреет в нас жизнь духовная. Не приходит Царствие Божие с усмотрением» (Лк. 17, 20).

 

Учитель Что хочет сказать слушателям проповедник?

Ответ Царство Божие приходит незаметно, невидимо для других.

Учитель Использование Евангельской цитаты помогает донести до слушателей и еще одну очень важную мысль: «Жизнь духовная в нас – это Царство Божие».

Слайд «…Ищите, и обрящете» (Мф. 7,7).

Работа с текстом проповеди «В неделю вторую Великого поста по случаю шума в храме в неделю Торжества Православия» в г. Владимире, в соборе 15.03.1864 г.

Учитель Зачитайте текст из проповеди.

Читают дети.

«Благоговейный молитвенный дух Господь подает, но не даром, а труда ради нашего. Потрудимся в искании его, и Господь, видя труд наш, подаст нам искомое, ибо Сам сказал: ищите, и обрящете» (Мф. 7,7).

 Учитель В проповеди свт. Феофан учит, как надо вести себя в храме, как возносить молитву к Богу.

Вопрос – Как вы поняли мысль проповедника в данном тексте?

Ответ Настоящая молитва – это не просто слова. Молитве надо учиться. А это большой труд. И надо приложить усердие, старание. «Ищите, и обрящете», – трудитесь, и научитесь.

Учитель Через молитву человек общается с Богом. Богообщение – главное в духовной жизни. Духовная жизнь – это большой труд. Об этом говорит проповедь и дает наставление.

Сейчас мы наблюдали, как свт. Феофан свой проповеднический талант использует для толкования Евангелия: Слово Божие в контексте проповедей становится доступным и понятным.

Слайд Портрет свт. Феофана Затворника.

III. Учитель Свт. Феофан всегда стремился к точному, ясному, простому и понятному изложению своих мыслей.

Давайте понаблюдаем, как умело использует свт. Феофан Затворник лексические возможности нашего языка. В его проповедях звучит доступная для всех речь. Содержание проповедей предполагает использование лексики высокого стиля. И, конечно, она присутствует.

Слайд Старославянизмы.

Брежение о молитве – беспокойство о точности молитвы.

Ведомый – идущий за.

Воздайте – оказать, совершить что-либо в знак признания.

Глагол Божий – Слово Божие.

Докучливость – настойчивость.

Нерадение – отсутствие старания.

Обетование – обещание.

Рачение – старание.

Сретать – встречать.

Стяжание – приобретение.

Чаяние – надежда.

Учитель Эти старославянизмы – из проповедей свт. Феофана. Старославянизмы –лексика церковных текстов. Поэтому в проповедях они уместны: их использование соответствует высоким идеям и идеалам.

В контексте проповедей свт. Феофана старославянская лексика понятна.

Работа с текстом проповеди «На освящение храма в честь мученика Максимилиана» в г. Тамбове, в Мариинском приюте 8.11.1859 г.

Учитель читает текст – дети следят по своим рабочим материалам.

«Он… вас обымет дланями Своими – невидимо… И вот замечайте, когда, присутствуя здесь и молясь, вы ощутите особую тишину и мир в себе, – ведайте, что это – Господь приближается к вам. Усугубьте тогда молитву вашу и внимайте себе… И в сердце наконец возгорается огнь. Ведайте, что это – Господь в объятия Свои заключил душу вашу… И душа не знает себя от радости и веселия!»

 

Учитель Речь идет о присутствии Бога в храме.

Найдите старославянизмы.

Как вы понимаете  «обымет дланями Своими»?

«Ведайте, что это – Господь приближается»?

«Внимайте себе»?

«Возгорается огнь»?

Ответы

 

Учитель Как заканчивается текст? Зачитайте фразу.

Ответ – «…душа не знает себя от радости и веселия».

 

Учитель Что это с точки зрения лексики?

Ответ Фразеологизм, идиома.

Учитель Мы наблюдаем еще один прием создания текста свт. Феофаном. Текст, где использовались слова высокого стиля, заканчивается фразой из народного языка. Содержание становится ярким, привлекает к себе внимание. Свт. Феофан очень заботился о том, чтобы его проповеди были понятны всем. Использование идиом делает речь живой, красноречивой, близкой к народной.

Слайд «после целонощной духоты»

«здатели храма»

«храмоздатели»

«всецелебная лечебница»

«суемудрие, суемудрецы»

«вседушно»

«спомощница»

Учитель Мы исследуем сейчас богатство и разнообразие лексики проповедей свт. Феофана. Наблюдаем использование церковнославянской лексики (славянизмов), библеизмов (слов из Евангельских текстов), фразеологизмов (идиом). Пользуется свт. Феофан и неологизмами, причем автором их является он сам. Эти слова мы видим на слайде. Свт. Феофан, безусловно, имел и дар словотворчества. Не все его слова прижились, но они выражали вполне мысли и чувства святителя. В одной из проповедей читаем: «Не поражайте храма суемудрием и своеволием, иначе умрете духом».

Слайд Благоговейное поклонение Всевышнему

Благочестие

Благое дело

Благое желание

Благодарным сердцем

Благодатная помощь

Наши благодетели

Принести благодарение

Благонравие сердца

Благонравием украсим

Благолепие храма

Благопоспешность устроения храма

Благоуспешно совершается дело

Учитель Эти выражения – из проповедей свт. Феофана. На слайде их много, но в проповедях их значительно больше. В каждом словосочетании есть слово с корнем «благо». Внимательно прочитайте. Какие выражения вам непонятны? Давайте разберемся.

Как вы думаете, почему в проповедях так часто звучат слова с корнем «благо»?

Ответ Все проповеди свт. Феофана зовут к добру – к благу.

Учитель Верно. Проповедь-наставление, назидание об устройстве жизни по Закону Божиему, где главная ценность – добро, благо.

Часто в проповедях ключевое слово повторяется многократно – тем самым автор подчеркивает значение данного слова для понимания главной мысли проповеди.

Работа с текстом проповеди «На освящение храма» в с. Рыбном Моршанского уезда, в имении А.А. Колибова 26.08.1861 г.

 

Читают дети.

 

«Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов… Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из этих учреждений…»

Вопрос – Какова главная мысль?

Ответ – Большая роль храма в жизни христиан.

Учитель Какие средства использует автор для выражения этой мысли?

Ответы   1. Повтор слова «благодетельно» усиливает мысль о высоком предназначении храма в жизни.

2. Синонимы: устроение, учреждение, созидание, расположенные по возрастающей, – также служат этой цели: усилить главную мысль (храм созидают). Этот же прием мы видели и в предложении «Невидимыми нитями возбуждается, развивается и зреет в нас жизнь духовная».

3. Синтаксис предложения (части сложного предложения имеют однотипную конструкцию – это прием параллелизма) тоже усиливает главную мысль. В проповеди «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иваново Шуйского уезда, говоря о важности храма в жизни христиан, свт. Феофан 4 абзаца начинает одинаково: храм есть (училище, врачебница, воспитательный дом, место взаимного общения), а 5-й абзац начинается с фразы: «Так велико значение храма!»

4. Союз «но», которым присоединяется предложение о созидании храма, образует антитезу. И этот прием направлен на выражение главной мысли.

Учитель – Главнейшее достоинство проповедей свт. Феофана Затворника – понятность и доступность. В этом отношении интересно понаблюдать сравнения в речи святителя.

Работа с текстом проповеди «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

 

Читает учитель – дети следят по тексту в рабочих материалах.

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела… Храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни… Как без сердца нельзя жить телу, так нельзя христианину жить по-христиански без храма и всего, что совершается в нем… Из сердца исходят и действием его расходятся живительные стихии в крови… То же делает с нами и храм».

 

Учитель – С чем сравнивается храм? В чем убеждает автор слушателя через это сравнение?

Ответ – Сравнивает с сердцем, главным органом человеческого организма, без действия которого жизнь человека невозможна. Также и без храма: в нем живительные силы для духа человека.

Слайд – «Храм – обильный источник в бесплодной пустыне;

Храм – всецелебная врачебница;

Храм – рассадник (питомник), куда собираются ростки духовные».

Учитель – Так говорит свт. Феофан в другой проповеди «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г., утверждая ту же мысль о высоком предназначении храма. 

Какое художественно-выразительное средство использует здесь свт. Феофан?

Ответ – Метафоры.

Учитель – И в той, и в другой проповеди речь яркая, убедительная и убеждающая слушателя в наиважнейшей роли храма в жизни христианина.

Слайд – «…Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним». 

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение храма» в с.

Ольшанке Борисоглебского уезда 17.09.1860

г.)

Слайд – «Спешите сюда, как спешат из чужой стороны под кров родителей… Здесь мать наша – Церковь любовно будет обымать вас и обильно питать всякими духовными сладостями».

Свт. Феофан Затворник.

(Проповедь «На освящение теплого придела

во имя Благовещения Пресвятой Богородицы»

в г. Владимире 17.11.1863 г.)

Учитель читает текст на слайде – дети следят по текстам в рабочих материалах

 

Учитель Укажите слова, в которых заключена главная мысль.

Ответ «Церковь – наша мать».

Учитель Какие художественно-выразительные средства использует автор для обоснования этой мысли?

Ответы   1. Антитеза – «из стороны чужой под кров родителей».

2. Олицетворение – «Церковь будет обымать вас и обильно питать».

3. Эпитеты – «любовно обымать», «обильно питать».

4. Метафоры – «мать наша – Церковь», «питать духовными сладостями».

Учитель Каков тон текста? Какие чувства питает автор к слушателям? Каковы ваши ощущения?

Ответ Тон доброжелательный, автор заботлив, советы его наполнены добром.

Учитель Фраза звучит легко. Такие ощущения возникают благодаря звучанию слов, в которых много гласных: о, а, е, и, а также звонких глухих: б, в, д, к, л, н, м. Это фонетические явления: аллитерация и ассонанс. Так чувствовал язык свт. Феофан.

Слайд Портрет свт. Феофана.

Учитель Вы когда-нибудь занимались таким анализом, исследованием текстов? Если занимались, то на каких уроках?

 Ответы Да, занимались.

На уроках литературы.

 

Учитель Вы, скорее всего, анализировали художественный текст. А сегодня вы исследовали публицистические тексты – проповеди, каждая из которых – взволнованное, горячее слово пастве, слово разъясняющее, убеждающее, наставляющее, побуждающее к действию.

Вы убедились, что автор проповедей – талантливый богослов, талантливый писатель. Для создания своих текстов, в которых проповедует Слово Божие, свт. Феофан великолепно пользуется теми же богатыми возможностями нашего языка, что и писатели, классики русской литературы. Не случайно, что популярность и востребованность его книг у читателей не уступала произведениям художественной литературы.

Свт. Феофан, Затворник Вышенский, – великий христианский мыслитель и талантливый писатель. В знак уважения и преклонения перед его трудами на надгробной плите свт. Феофана Затворника изображены 3 книги: «Добротолюбие», «Толкование апостольских посланий» и «Начертание христианских нравоучений».

Слайд Надгробная плита свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Задание: Самостоятельно сделать лингвинистический анализ текста проповеди свт. Феофана Затворника (или части текста). Текст согласовать с учителем.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «Язык проповедей святителя Феофана Затворника»

 

 Святитель Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

 

Проповедь «На освящение храма в честь мученика Максимилиана. О благотворности для детей часто бывать в храмах и молиться»в г. Тамбове, в Мариинском приюте 8.11.1859 г. С. 292–302.

Проповедь «На освящение храма. О значении храма для жизни христиан»в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.

 

Проповедь«На освящение храма. Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница» в с. Рыбном Моршанского уезда, в имении А.А. Колибова 26.08.1861 г. С. 318–323.

 

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

 

Проповедь«В неделю вторую Великого поста по случаю шума в храме в неделю Торжества Православия. О благоговеинстве в храме» в г. Владимире, в соборе 15.03.1864 г. С. 341–349.

Слово о святителе Феофане, Затворнике Вышенском

Свт. Феофан, Затворник Вышенский оставил нам богатейшее наследие – сорок томов учено–литературных творений. В них он щедро поделился мудростью, знаниями со всем христианским миром.

Особую ценность представляет для православных труд свт. Феофана о христианской нравственности – «Путь ко спасению». Одним из важнейших дел жизненного подвига свт. Феофана является его труд по изъяснению Слова Божиего – «Толкование апостольских посланий». В тесной связи со всеми творениями епископа Феофана в области Богословия стоит его переводческая деятельность. Важнейшая из переводных работ – «Добротолюбие». Его переводы отличаются легкостью и общедоступностью. Особый вид литературных трудов епископа Феофана представляет его переписка со всеми, кто стремился к духовному общению с ним, считая пастыря истинным светильником христианства. Переписка представлена в книге «Начертание христианского нравоучения».

Еще при жизни авторитет свт. Феофан в православном мире был очень высок. К его слову было приковано внимание верующих. С годами, когда стали доступны творения святителя для чтения и изучения широкому кругу читателей, популярность его росла. Росло и уважение к личности свт. Феофана.

Объяснение здесь надо искать в умении доступно и понятно объяснять сложные истины.

Поражает его требовательность к самому себе и к языку своих литературных трудов. «Сколько раз приходится жалеть, – писал он протоиерею Н. Флоренскому, – что не умею писать так, чтобы всех затрагивать. Когда бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать содевать свое спасение».

Конечно, скромный владыка сильно преуменьшал свои литературные способности и таланты. Вот что пишет его биограф Михаил Хитров: «Письма преосвященного Феофана – это истинное сокровище. Начавши читать его переписку, нескоро оторвешься от вдохновенных страниц. Какая свежесть и изящество слога, какое изумительное богатство всевозможных сравнений, какая простота и сердечность сказывается всюду, в каждом письме».


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «Язык проповедей святителя Феофана Затворника»

 

 Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма в честь мученика Максимилиана» в г. Тамбове, в Мариинском приюте 8.11.1859 г.

«Послушайте же, дети! К вам слово мое! Вы видели, как здесь простерта была завеса, слышали слова совне: возмите врата, князи, ваша… и внидет Царь славы. Внимали вопросу: Кто есть сей Царь славы – и ответу: Господь сил, - Той есть Царь славы (Пс. 23,9-10). Видели затем, как завеса разверзлась и вниде Царь славы – Господь (Пс. 23,9). Здесь Он теперь пребывает… и навсегда пребудет с вами и со всеми приходящими сюда. Ибо Сам сказал: «Будут Очи мои ту, и сердце мое во все дни» (3 Цар. 9,3).Чаще же приходите сюда, дети, ко Господу, как к Отцу вашему!»

«…Невидимыми нитями возбуждается, развивается и зреет в нас жизнь духовная. Не приходит Царство Божие с усмотрением» (Лк. 17, 20).

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «В неделю вторую Великого поста по случаю шума в храме в неделю Торжества Православия» в г. Владимире, в соборе 15.03.1864 г.

«Благоговейный молитвенный дух Господь подает, но не даром, а труда ради нашего. Потрудитесь в искании его, и Господь, видя труд наш, подаст нам искомое, ибо Сам сказал: ищите, и обрящете» (Мф. 7,7).

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма в честь мученика Максимилиана» в г. Тамбове, в Мариинском приюте 8.11.1859 г.

«Он… вас обымет дланями Своими – невидимо… И вот замечайте, когда, присутствуя здесь и молясь, вы ощутите особую тишину и мир в себе, – ведайте, что это – Господь приближается к вам. Усугубьте тогда молитву вашу и внимайте себе... И в сердце наконец возгорается огнь. Ведайте, что это – Господь в объятия Свои заключил душу вашу… И душа не знает себя от радости и веселия!»

Старославянизмы:

Благоговейное поклонение Всевышнему

Благочестие

Благое дело

Благое желание

Благодарным сердцем

Благодатная помощь

Наши благодетели

Принести благодарение

Благонравие сердца

Благонравием украсим

Благолепие храма

Благопоспешность устроение храма

Благоуспешно совершается дело

 

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в с. Рыбном Моршанского уезда, в имении А.А. Колибова 26.08.1861 г.

«Благодетельно устроение училищ, благодетельно учреждение больниц, благодетельно созидание приютов… Но созидание храма благодетельнее всех их, потому что храм один совмещает в себе все, что имеет каждое из этих учреждений…»

 

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела…

Храм есть истинное средоточие, или сердце, нашей христианской жизни…

Как без сердца нельзя жить телу, так нельзя христианину жить по-христиански без храма и всего, что совершается в нем…

Из сердца исходят и действием его расходятся живительные стихии в крови…

То же делает с нами и храм».

«…Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по-христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним». 

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

 

БЛАГОЧЕСТИЕ – в понятиях Святой Руси неукоснительное соблюдение правил веры, соединенное с добрым и хорошим поведением.

ЛИНГВИСТИКА – наука о языке.

ЛИТУРГИЯ – богослужение, на котором происходит великое Таинство Причастия.

ОБЕТОВАНИЕ – Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

 

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – служение, помогающее пастырю – священнику – церкви заботиться о людях.

 

ПАСТЫРЬ – священник как наставник паствы.

ПАФОС – воодушевление.

ПРОПОВЕДНИК – священнослужитель, который произносит речь, наставления, нравоучения.

ПРОСВЕТИТЕЛЬ – распространитель знаний, просвещения.