Святитель Феофан и книги

mpi2014

Горский

Александр Васильевич

(1812–1875)

gor

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

Родился 16 августа 1812 г. в городе Костроме, в семье протоиерея. Учился в Костромском духовном училище и Костромской духовной семинарии. В 1828 г. переведён из семинарии в Московскую духовную академию (МДА). По окончании академического курса в 1832 г. преподавал в Московской духовной семинарии (МДС), а затем до конца жизни – в МДА. В 1842 г. назначен библиотекарем МДА. В 1860 г. рукоположен в священника, не вступив в брак, и в том же году получил звание протоиерея. В феврале 1864 г. за учёные заслуги удостоен степени доктора богословия. В 1864 г. назначен ректором академии. Скончался 11 октября 1875 г.

* * *

Имя Александра Васильевича Горского навсегда останется незабвенным в летописях Московской духовной академии, где он верой и правдой служил более 40 лет. Это был человек светлого ума, глубокого благочестия и высокой духовной жизни. Современники очень любили и ценили его. Множество людей (студентов, преподавателей, учёных) обращалось к Александру Васильевичу за советом, научной справкой, консультацией. Знаком он был и со святителем Феофаном. Ещё в 1847 г. профессору Горскому об иеромонахе Феофане писал ректор Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА) епископ Евсевий, характеризуя его как «прекрасного монаха и аскета» в связи с предстоящим отъездом в Иерусалим членов Русской Духовной Миссии [3].

В 1859 г. отмечался 50-летний юбилей СПДА. В это время ректором академии был архимандрит Феофан. От МДА был направлен представитель в лице профессора – протоиерея А.В. Горского. В письме митрополиту Московскому Филарету А.В. Горский описал торжество, которое прошло в академии «просто и задушевно», и отозвался о проповеди архимандрита Феофана: «На литургии ректор академии произнёс слово, исполненное, подобно другим его словам, духа ревности о православии, хотя некоторым и кажется, что приличнее было бы в церковном слове избежать некоторых резких выражений о протестантах, тем более что за литургиею находился принц Пётр Георгиевич Ольденбургский» [3].

В дальнейшем Александра Васильевича и святителя Феофана связывали отношения не только служебного, но и личного характера. Это наглядно видно из их переписки. Известно, например, письмо, которое епископ Феофан написал 27 июля 1866 г., в последний день пребывания во Владимире. Он обратился к Горскому с личной просьбой об оказании внимания своему племяннику Н.А. Крутикову, который окончил Орловскую духовную семинарию и направлялся для продолжения образования в МДА. В этом же письме епископ Феофан благодарил Горского за исполнение его просьбы по делу замещения учительских вакансий во Владимирском духовном училище. Так же он послал свои книги «Проповеди» и «Письма о Христианской жизни». Настроенный на мысль о предстоящем пути на Вышу, святитель закончил письмо словами: «Се отъезжаю. Помолитесь». Переписка между ними продолжалась до конца жизни Горского.

А.В. Горский – автор замечательных жизнеописаний святых Афанасия Великого, Епифания Кипрского и блаженного Феодорита – не просто биографий, но глубоких патрологических исследований. Главным предметом его научных интересов была история Русской Церкви и русская духовная литература. Вместе с К.И. Невоструевым учёный составил «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» – ценнейшее историческое, текстологическое и палеографическое исследование. Вклад Горского в науку не исчерпывается его собственными трудами. Он помогал своему другу архиепископу Филарету (Гумилевскому) в его изысканиях, давал глубоко продуманные церковно-исторические и канонические консультации митрополиту Московскому Филарету. Горский был несравненным ректором и учителем. Он наставлял воспитанников и лекциями, и беседами, и примером своей жизни; его научный подвиг и энтузиазм благотворно воздействовал и на студентов. В академии он сумел создать школу историков, из которой вышли академик Е.Е. Голубинский, профессора Н.Ф. Каптерев, А.П. Лебедев и многие другие.

В продолжение почти 20 лет (1842–1862 гг.) Горский состоял библиотекарем академии. Это имело огромное значение и для него самого, и для всей академии в целом. Фонд библиотеки во время его управления значительно пополнился, в особенности по богословскому и историческим разделам: всё, что выходило лучшего по этим дисциплинам в России и за границей, было приобретаемо для библиотеки академии. Многие из этих книг были не просто прочитаны, но и изучены Горским, о чём свидетельствуют его заметки на полях.

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ

48. История евангельская и Церкви Апостольской: академические лекции А.В. Горского. – Москва: Тип. Лаврова, 1883. – 688, IV с.

49. То же. – 2-е изд. – [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, собств. тип., 1902. – 460, IV c.

50. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А.В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: [в 2 ч.]. – [Москва: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1879]. – 204, 242 с.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

51. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь / под ред. А.П. Лопухина. – Петроград: [б. и.], 1903. – Т. 4. – 1208 столб.