Святитель Феофан и книги

mpi2014

ДИМИТРИЙ, архиепископ

Херсонский и Одесский

(Муретов Климент Иванович)

(1811–1883)

muretov

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

Родился 16 января 1811 г. в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона.

По окончании Сапожковского духовного училища в 1826 г. определён в Рязанскую духовную семинарию, откуда в 1831 г. как лучший воспитанник направлен в Киевскую духовную академию (КДА), из которой вышел первым учеником получив степень магистра в 1835 г.

В 1834 г. Климент принял монашеский постриг с именем Димитрий, в 1837 г. рукоположен во иеромонаха.

После окончания академии оставлен при ней бакалавром. В 1837 г. в двадцать шесть лет становится профессором, через год архимандритом и инспектором академии. С 1841 г. в течение 10 лет - ректор КДА.

В 1851 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белевского.

В 1857 г. переведён в Одессу, где в 1860 г. возведён в сан архиепископа.

С 1874 г. - архиепископ Ярославский.

С 1876 г. - архиепископ Волынский.

С 1882 г. вновь определён в Одессу на Херсонскую кафедру.

Скончался 14 ноября 1883 г. в Одессе.

* * *

Архиепископа Димитрия преосвященный Феофан очень ценил и любил. Он считал его «из всех современных иерархов самым даровитым по уму, широкому образованию и лучшим по жизни»[3]. Жизненные пути их соединились в годы учебы (1837-1841 гг.) студента Георгия Говорова в КДА. В 1838 г. архимандрит Димитрий становится инспектором академии и заботится о высоком уровне богословского образования и нравственного воспитания студентов. Будучи главой Академической инспекции, Димитрий поддерживает юношу и отмечает как студента «весьма скромного», «честнаго поведения», выделяющегося среди товарищей «исправностью в отношении своих обязанностей, любовию к Богослужению» и как «подающего пример другим» [3].

Архимандрит Димитрий в академии читал лекции по догматическому богословию. По свидетельству современников, студенты благоговели пред его содержательными, логичными и убедительными лекциями. Такой довольно умозрительный предмет он преподносил в интересной и увлекательной форме, «в его устах догмат представлялся не сухой, отвлеченной истиной, а жизненной силой Церкви…»Своего преподавателя, профессора, ректора Димитрия студенты любили беспредельно за безграничную доброту, великодушие, снисходительность.

Преосвященный Феофан сохранил о своем наставнике самые светлые воспоминания и до конца жизни с глубочайшим почтением относился к его мнению и взглядам. Так, уже в 1875 г. в письме к киевскому протоиерею Н. Флоринскому он писал: «относительно перевода Библии я совершенно такого мнения, как и дорогой мой наставник, высокопреосвященный Димитрий»[3].

Из академического периода жизни Димитрия заслуживают внимания его труды по созданию духовного журнала «Воскресное чтение» - одного из наиболее популярных духовно-просветительских журналов в России, который выходил с 1837 по 1912 г.

В 1851 г. закончилась 16-летняя научно-академическая деятельность Димитрия, и началось архипастырское служение в разных епархиях. Новое служение не прекратило, а только видоизменило его научно-богословскую деятельность. Вопросы боговедения и человековедения вошли теперь в содержание его проповедей. А проповедовал он неустанно. Его проповеди, ставшие прекрасным образцом церковного красноречия, были исполнены высокой христианской мудрости. Они, по сути дела, были теми же академическими лекциями по богословию, но изложенными в более доступной для его современников форме.

Во всех местах его архипастырского служения - начиная с академии и кончая последним местом служения - Одессой - окружающие люди проявляли к нему искреннее уважение и любовь. Такое отношение к себе он заслужил благоговейным совершением богослужений, неустанным проповедничеством, христианским милосердием к ближнему.

Отличаясь большой скромностью, архиепископ Димитрий не искал учёной славы и почти не публиковал своих трудов, а если и издавал, то в большинстве случаев без подписи. Печатались они чаще всего в «Православном обозрении», «Воскресном чтении» и в местных «Епархиальных ведомостях».

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ

52. Слова, беседы и речи: в 5 т. - 2-е изд., доп.- Москва: Тип. Чичерина, 1897. - Т. 2. - 298, II с.

53. Слова, беседы и речи: в 5 т. - 2-е изд., доп.- Москва: Тип. Чичерина, 1897. - Т. 5. - 424, IV с.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

54. Архиепископ Херсонский Димитрий (Муретов), как проповедник (U14 нояб. 1883 г.) // Рязанские епархиальные ведомости. - 1911. - № 5. - С. 194-195; № 6. - С. 235-241. - Ст. подписана: И.М.

55. Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), Архиепископ Херсонский и Одесский: краткая биография Святителя, - к столетию со дня его рождения // Там же. - 1911. - № 1. - С. 9–19; № 2. - С. 57-64; № 3. - С. 100-107; № 4. - С. 143- 150. - Подписано: Пр. Ал. С.

56. Запольский А. Великий милостивец и выдающийся церковно-общественный деятель XIX столетия // Там же. - 1911. - № 13. - С. 505-511; № 14. - С. 547-557; № 15. - С. 587-595; № 16. - С. 627-634.

57. Смирнов Н. Высокопреосвященнейший Димитрий (Муретов), архиепископ Херсонский и Одесский. Его биография (с портретом). - Москва: Типо-литогр. Д.А. Бонч-Бруевича, 1898. - 476 с.