Святитель Феофан и книги

mpi2014

МАКАРИЙ, митрополит Московский

и Коломенский

(Булгаков Михаил Петрович)

(1816–1882)

makariy

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

Родился 19 сентября 1816 г. в семье священника села Суркова Курской епархии. Обучался в Белгородском духовном училище, Курской духовной семинарии и Киевской духовной академии (КДА), которую окончил в 1841 г. со степенью магистра. В том же году состоялись его монашеский постриг с именем Макария и пресвитерская хиротония.

В 1842 г. направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию (СПДА), где трудился 15 лет.

В 1844 г. назначен инспектором академии и возведён в сан архимандрита, в декабре 1850 г. назначен ректором СПДА.

В январе 1851 г. хиротонисан во епископа с титулом «Винницкий» с оставлением в должности ректора.

В 1857–1859 гг. возглавлял Тамбовскую и Шацкую кафедру.

В 1859–1868 гг. возглавлял Харьковскую и Ахтырскую кафедру, где в 1862 г. возведён в сан архиепископа.

В 1868–1879 гг. – архиепископ Литовский и Виленский.

В 1879–1882 гг. – митрополит Московский и Коломенский.

Скончался 9 июня 1882 г. в Москве.

* * *

Многие годы дружбы и совместного служения Церкви связывали высокопреосвященнейшего Макария и святителя Феофана. Двадцатилетними юношами встретились они, поступая в КДА, как лучшие ученики, один – из Курской, другой – из Орловской духовных семинарий. Оба отличались добросовестным отношением к учёбе, трудолюбием, благородством характера, способностями к писательству. Михаил Булгаков, блиставший на курсе своими сочинениями, поэтическими опусами, ярким словом, имел открытый доброжелательный характер, быстро снискал к себе уважение и авторитет не только у сокурсников, но и у преподавателей. Сам он высоко ценил ум и кротость своего товарища – Георгия Говорова. «Мы учились вместе. Никто лучше его не писал, – говорил впоследствии о преосвященном Феофане митрополит Московский Макарий, – только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения» [3].

Годы учёбы в КДА оказали самое благотворное влияние на юношей. Преобладавшие в те годы в академии высокий уровень преподавания, возвышенная духовная атмосфера с аскетическо-монашескими идеалами, Киево-Печёрская Лавра, сам Киев с его историческими святынями – всё располагало, настраивало и объединяло юношей в стремлении к принятию монашества. Вместе они и приняли постриг 15 февраля 1841 г. Вместе были представлены святителю Филарету (Амфитеатрову), митрополиту Киевскому. Вместе посетили Киево-Печёрского духовника Парфения, получив от него благословение на дальнейшее служение Господу. Духовно их связывало и то, что пострижены они были и рукоположены в первые две степени священства истинно богоугодным мужем – преосвященным Иеремией (Соловьевым), их духовным наставником.

После окончания учёбы в 1841 г. учёные иеромонахи остались в Киеве. Иеромонах Макарий был определён бакалавром на вновь открытую в академии кафедру по церковной и гражданской истории. Иеромонах Феофан назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. В 1842 г. отца Макария перевели в СПДА, где он трудился следующие 15 лет, пройдя путь от бакалавра до ректора. И здесь, их пути снова соединились. Примечательно, что в один день, 17 декабря 1844 г., друзья получили утверждение на свои новые должности в СПДА: иеромонах Макарий, в это время уже профессор, возведён в сан архимандрита и назначен инспектором академии; иеромонах Феофан после утверждения в степени магистра богословия назначается на должность бакалавра на кафедре нравственного и пастырского богословия. В 1845 г. будущий святитель Феофан получил должность помощника инспектора и помогал в исполнении ряда инспекторских обязанностей. Так вместе работали два товарища в деле воспитания и образования студентов Академии до отъезда в августе 1847 г. архимандрита Феофана в Иерусалим. В 1854 г. по возвращении отца Феофана из Иерусалимской Миссии они опять вместе трудились в академии. В 1857 г. епископ Макарий получает в управление Тамбовскую кафедру. А на его место – ректора академии – назначают архимандрита Феофана. Через два года епископа Макария из Тамбова переводят в Харьков, и опять на его место назначают архимандрита Феофана. Владыка Макарий, прощаясь с Тамбовской паствой, сказал: «Я слышал, что вместо меня назначен сюда нынешний архимандрит Феофан, человек прекрасной души. Это замечательный человек, особенно как проповедник; когда он к вам придет, то вы очень скоро забудете меня» [15].

Последняя встреча двух святителей произошла уже в конце жизни митрополита Макария, в 1879 г., когда епископ Феофан был уже в затворе. Но, страдая болезнью глаз, он скрытно выехал в Москву со своим племянником, чтобы показаться врачу. «В это время он посетил в Москве только одного митрополита Макария, своего бывшего товарища» [15].

Митрополит Макарий ушёл из жизни на 12 лет раньше святителя Феофана. Он оставил после себя неоценимые труды по истории Церкви и догматическому богословию. Наиболее важные сочинения митрополита Макария: «История русской Церкви» в 13 томах, «История Киевской Духовной Академии», «Введение в богословие», «Догматическое богословие». Кроме этих монументальных трудов, ему принадлежат сочинения по истории старообрядческого раскола и около двухсот проповедей. Свои сочинения он печатал отдельными томами и по частям почти во всех духовных и некоторых светских журналах того времени. Несколько лет занимал должность ответственного редактора журнала «Христианское чтение».

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ

94. Архипастырское воззвание к возлюбленным о Христе чадам Церкви Московской в день праздника трезвости // Христианин. - 1913. - Т. 3 (окт.). - С. 230-237.

95. Введение в православное богословие. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Тип. Деп. уделов, 1863. - 522, IX с.

96. Православно-догматическое богословие. - 3-е изд. - [Санкт-Петербург: Тип. Трея, 1868]. - Т. 2. - 680, Х с.

97. Речь благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу по вступлении Его Величества в Большой Успенский собор 20 ноября // Православное обозрение. - 1879. - Т. 3. - С. 566-567.

98. Речь к окончившим курс учения воспитанницам Харьковскаго училища девиц духовнаго звания // Духовный вестник. - 1862. - Т. 2. - С. 357-362.

99. Речь на открытие памятника Пушкину, сказанная после панихиды о нём в главной церкви Страстного монастыря 6 июня 1880 г. // Православное обозрение. - 1880. - Т. 2. - С. 465-467.

100. Речь по освящении храма в Московской центральной пересылочной тюрьме 23 сентября 1879 г. // Там же. - 1879. - Т. 3. - С. 353-354.

101. Слово в день священного венчания и миропомазания благочестивейшаго Государя императора Александра Николаевича, произнесённое Высокопреосвященнейшим Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, в Большом Успенском соборе 26 августа 1879 г. // Там же. - 1879. - Т. 3. - С. 39-43.

102. Слово в день юбилейнаго торжества Николо-Угрешскаго монастыря // Там же. -           1880. - Т. 2 . - С . 668-671.

103. Слово о христианском самоотвержении в его отношении к самолюбию человеческому // Духовный вестник. - 1862. - Т. 2. - С. 63-72.

104. Слово при отпевании С.М. Соловьева // Православное обозрение. - 1879. - Т. 3. - С. 355-357.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

105. Рождественский А. Макарий (С. Булгаков), митрополит Московский: по воспоминаниям его письмоводителя // Странник. - 1909. - Май. - С. 705-724; Июнь. - С. 840-850; Июль-авг. - С. 49-95.