Святитель Феофан и книги

mpi2014

Святитель ИГНАТИЙ, епископ Кавказский

(Брянчанинов Дмитрий Александрович)

(1807–1867)

svignatiy

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

Родился 6 февраля 1807 г. в селе Покровском Вологодской губернии в дворянской семье. Получив хорошее домашнее образование, в 1822 г. поступил в Петербургское главное инженерное училище.

В 1827 г., окончив училище, назначен в динабургскую инженерную команду. Но после тяжёлой болезни в этом же году был уволен со службы и уехал в Александро-Свирский монастырь. Около четырёх лет проходил послушания в разных монастырях.

В 1831 г. в вологодском Воскресенском соборе пострижен в монашество с именем Игнатий, через месяц рукоположен в иеромонаха, а в 1832 г. назначен в Пельшемский Лопотов монастырь. За возобновление и благоустройство Лопотовой обители в 1833 г. возведён в сан игумена.

В декабре 1833 г. перемещён настоятелем в Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь и возведён там в 1834 г. в сан архимандрита. Около двадцати четырёх лет управлял Сергиевой пустынью, много потрудившись для её обустройства и расширения. С 1838 г. состоял благочинным всех монастырей Санкт-Петербургской епархии.

В 1857 г. хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. По болезни в 1861 г. уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь, где и скончался 30 апреля 1867 г.

В 1988 г. 6-9 июня на Поместном Соборе РПЦ святитель Игнатий вместе со святителем Феофаном был причислен к лику святых.

* * *

Святитель Игнатий по строю своей жизни, подвижничеству, характеру духовно-аскетических писаний был особенно близок и понятен по духу святителю Феофану. По мнению одного из известных биографов владыки Игнатия, «в жизни того и другого подвижника главным содержанием было совершение душевного спасения, уяснение христианской жизни и способов настроиться на неё. То же ближайшее сродство замечается и в духовно-аскетическом характере и содержании литературных творений епископов Игнатия и Феофана, и, за исключением вопроса о природе духов, кажется, – нет других вопросов и предметов православно-христианского ведения, в которых святители-подвижники не были согласны между собой» [17].

Авторитет епископа Игнатия как старшего, более опытного и знающего аскета, стоял в сознании святителя Феофана очень высоко. Именно ему молодой иеромонах Феофан показывал свои первые литературные опыты – лекции по нравственному богословию, ставшие впоследствии основой известных работ «Путь ко спасению» и «Письма о христианской жизни». Об этом свидетельствует сам преосвященный Феофан в письме от 16 июня 1888 г.: «Прочитали „Путь ко спасению!” Добре… Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки студентам Санкт-Петербургской Академии. Конспект пересмотрен с о. Архимандритом Игнатием, - после бывшим Архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46-47 годах». В другой переписке, высказывая свой взгляд на молитву и условия приобретения молитвенного настроения, епископ Феофан в обоснование своего мнения опять ссылается на авторитет епископа Игнатия. Разногласия по вопросу о духовном мире ничуть не отразились на отношении и высоком почтении преосвященнейшего Феофана к преосвященнейшему Игнатию. «Долгом считаю предъявить, - пишет епископ Феофан в «Домашней беседе» 1869 г., – что, восставая против показанных статей [еп. Игнатия], я не касаюсь лица автора, которого глубоко уважаю».

Оба святителя поддерживали отношения, ведя переписку, обменивались своими трудами. В мае 1865 г. епископ Феофан благодарит владыку Игнатия за дорогой подарок – 1-й том «Аскетических опытов» – и по-дружески пишет ему о своём сокровенном желании уйти на покой. «Благословите и помолитесь о мне, многогрешном. Совсем осуетился. - И очень часто порываюсь на Вашу дорогу. - Когда бы то устроилось сие! Не вижу ворот по моей близорукости. Иногда бываешь готов - за перо взяться и писать прошение о том; да что-то в груди поперечит. И остаюсь при одном желании. - Будем сидеть у моря ждать погоды. - А грехи так и тяготят, - а страсти так и бьют по бокам» [16].

Мудрый подвижник, святитель Игнатий, сознавая ту пользу, которую приносит епископ Феофан вверенной ему пастве, писал: «Паства Ваша пользуется обильно назидательным словом и примером Вашим. Если Промысел Божий поставил Вас на свещнике, зачем сходить с него без призвания Божия? Может быть, в своё время, откроется это призвание! Может быть, все обстоятельства единогласно выразят его! Тогда оставите мирно кафедру Вашу; тогда уйдете мирно в келию преддверие вечности. Пребывая в келии, не будете тревожиться мыслию при келейных искушениях, что эти искушения последовали за предубеждение воли и указаний Божиих. Простите за слова любви! Поручаюсебя вашим святительским молитвам» [17].

Святитель Игнатий оставил неоценимое духовное богатство – свои творения, которые переиздавались и сейчас переиздаются многократно. Наиболее полно сочинения святителя Игнатия вышли в 6-ти томах в 1885 г. Сюда вошли главные его сочинения: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь и письма к мирянам», «Приношение современному монашеству», «Отшельник». Кроме того, известны труды: «Слово о смерти и прибавление к нему», «О терпении скорбей», «Судьбы Божии», «Плач инока о брате его, впавшем в искушение греховное» и другие.

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ

58. Речь архимандрита Игнатия, произнесенная им в 1857 г. при наречении его во епископа Кавказскаго и Черногорскаго // Пастырство и архипастырство: (сборник речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан) / [сост. и изд. Петра Поспелова]. - Киев: В Тип. В. Давиденко, 1875. - С. 90-93.

59. Поучение о спасении к простому народу (крестьянам) при посещении епархии / сост. Игнатием, епископом бывшим Кавказским и Черноморским. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1862. - 23 с. - Переплетена с книгой: Святая церковь и ея принадлежности. 3-е изд. Санкт-Петербург, 1866. 33 с.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

60. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма Преосвященного к близким ему лицам. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1881. - 140, 144 с.

61. Во Христе сапер: (к столкновению А.И. Герцена и Преосвященного Игнатия Брянчанинова) // Богословский вестник. - 1913. - Февр. - С. 195-207.

62. Кипарисов Ф. Памяти епископа Игнатия Брянчанинова // Русский паломник. - 1907. - 10 февр. (№ 6). - С. 90-91.

63. Кипарисов Ф. Преосвященный подвиголюбец и учитель иночества (памяти епископа Игнатия Брянчанинова, 1807- 6 февраля - 1907) // Там же. - 1907. - 10 февр. (№ 6). - С. 92-93; 17 февр. (№ 7). - С. 103-104; 3 марта (№ 9). - С. 134-138; 10 марта (№ 10). - С. 154-156; 17 марта (№ 11). - С. 170-174; 24 марта (№ 12). - С. 187-188.

64. Письма Высокопреосвященного Митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) к настоятелю Троицкой Сергиевой пустыни Архимандриту (впоследствии Епископу) Игнатию Брянчанинову 1837-1843 гг. // Богословский вестник. - 1913. - Март. - С. 406-417.

65. Православная богословская энциклопедия. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1904. - Т. 5. - С. 798-799. - Прил. к дух. журн. «Странник» за 1904 г.