Святитель Феофан и книги

mpi2014

Святитель ИННОКЕНТИЙ,

архиепископ Херсонский

(Борисов Иван Алексеевич)

(1800–1857)

svinnokentiy

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

Родился 15 декабря 1800 г. в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Окончил Воронежское духовное училище, затем Орловскую духовную семинарию.

В 1819 г. поступил в Киевскую духовную академию (КДА). В 23 года окончил академический курс со степенью магистра богословия и был определён профессором и инспектором в Петербургскую духовную семинарию, через 7 месяцев назначен ректором Александро-Невского духовного училища.

В 1823 г. принял постриг с именем Иннокентий, а через полтора месяца рукоположен в иеромонаха. В 1826 г. возведён в сан архимандрита. В 1829 г. получил учёную степень доктора богословия.

В 1830–1839 гг. – ректор КДА.

В 1836 г. посвящён в сан епископа Черниговского и назначен викарием Киевской епархии.

В 1841 г. возглавил епископскую кафедру в Вологде.

В конце 1841 г. переведён в Харьков, где в 1845 г. возведён в сан архиепископа.

В 1848 г. перемещён на Херсонскую и Таврическую кафедру.

Скончался 26 мая 1857 г. в Одессе.

13 декабря 1997 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

Святитель Иннокентий был ректором КДА, когда в 1837 г. в неё поступил учиться Георгий Говоров. С именем архиепископа Иннокентия связано и «...ему главным образом обязано возвышение учёно-учебной и проповеднической деятельности в Киевской Академии до такой степени, до какой она не достигала, кажется, ни до, ни после него… Он желал видеть свою родную Академию в качестве учительницы всего православного русского общества» [19]. Сам, будучи человеком всесторонне образованным, ректор желал, чтобы и студенты расширяли своё образование посредством знакомства с лучшими трудами по различным отраслям знаний: астрономии, гражданской истории и другим, а не ограничивались кругом наук, преподаваемых в академии. От природы живой и энергичный, он внимательно следил за занятиями студентов и особо заботился о более основательном философско-богословском их образовании, обращал внимание на развитие в них любви к проповедничеству. Будучи прекрасным проповедником, владыка Иннокентий своими вдохновенными словами увлекал и восторгал слушателей, поднимал их дух. Для святителя Феофана архиепископ Иннокентий со студенческих лет и до конца жизни был идеалом проповедника. «Проповеди преосвященного Иннокентия преосвященный Феофан не только сам часто читал, но и сродникам своим рекомендовал и дарил» [3].

Святитель Иннокентий был не только талантливым учителем, великим проповедником, учёным-богословом, но и активным участником современных ему событий и большим патриотом. В этом они были близки со святителем Феофаном, который даже в затворе не был равнодушен и не терял интереса к общественной жизни своего Отечества. На долю преосвященнейшего Иннокентия выпало тяжёлое время служения на Херсонской кафедре (1848–1857) во время бедствий Крымской войны. Он выезжал в осаждённый Севастополь, под неприятельским огнём ходил по рядам войск, ободряя и благословляя воинов.

Его интересовали все внешние обстоятельства на Ближнем Востоке, и особенно религиозные отношения между греками и болгарами. В 1856 г. архимандрит Феофан был послан на Восток в должности настоятеля Посольской церкви в Константинополь. Туда он ехал через Одессу, где встречался с владыкой Иннокентием. Тот просил архимандрита Феофана собрать и доставить ему точные сведения о состоянии греко-болгарских церковных отношений и вообще о состоянии Восточной Православной Церкви, главным образом, Константинопольского Патриархата. В марте 1857 г. архимандрит Феофан предоставил архиепископу Иннокентию обстоятельный и подробный отчёт. Незадолго до своей кончины владыка Иннокентий в ответном письме спрашивал позволение опубликовать его.

Святитель Иннокентий оставил огромное наследие как богослов, церковный историк, гимнограф и проповедник. Его полное собрание сочинений было издано в 1871–1875 гг. в 11 томах.

ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ

66. Великий Пост, или Беседы на Св. Четыредесятницу. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: тип. морского кадетскаго корпуса, 1850. - 322 с.

67. Неверие св. Фомы // Русский паломник. - 1893. - 3 апр. (№ 14). - С. 209-210.

68. О благословении новых плодов в день Преображения // Душеполезный собеседник. - 1901. - Вып. 8. - С. 233-234.

69. Пасхальное Богослужение // Там же. - 1900. - Вып. 4. - С. 106-108.

70. Письма к свящ. В.Ф. Климентову, 1822-1855 гг. // Русская старина. - 1881. - Нояб. - С. 580-590.

71. Помилуй мя, Боже, помилуй мя!: из сочинений преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского // Православная жизнь. - 1871. - № 1 (янв.). - С. 3-6.

72. Помилуй мя, Боже, помилуй мя! // Душеполезный собеседник. - 1900. - Вып. 1. - С. 12-15.

73. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображенные по сказанию всех четырех евангелистов. - 6-е изд. - Санкт-Петербург: Тип. Вольфа, [1902]. - 456 с.

74. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. - Санкт-Петербург: Изд. И.Л. Тузова, 1908. - 402, IV c.

75. Речь Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду, произнесенная ректором Киевской Духовной Академии Архимандритом Иннокентием, при наречении его во Епископа // Пастырство и архипастырство: (сборник речей, произнесенных при наречении и посвящении в епископский сан) / [сост. и изд. Петра Поспелова]. - Киев: В Тип. В. Давиденко, 1875. - С. 48-53.

76. Светлая седмица. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: [б. и.], 1838. - 240 с.

77. Слово на день Собора архистратига Михаила и прочих бесплотных сил // Русский паломник. - 6 нояб. (№ 45). - С. 710-714.

78. Сочинения Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Изд. И.Л. Тузова, 1908. - Т. 2. - 584, VIII с. - В переплёте с кн.: Последние дни… Санкт-Петербург: Изд. И.Л. Тузова, 1908. 402 c.

79. Сочинения Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического. - Санкт-Петербург: Книгоиздательство Сойкина, [1907]. - 238 с.

80. Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. - Санкт-Петербург: Тип. Вольфа, 1901. - Т. 9. - 298, II с.; т. 10. - 354, II с.

81. Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. - Санкт-Петербург: Тип. Вольфа, 1875. - Т. 10. - 440 с.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

82. Бронзов А. [Рецензия] // Странник. - 1907. - Т. 2, ч. 1. - С. 461-462. - Рец. на кн.: Стефан (епископ). Православно-христианское нравственное учение, по сочинениям Иннокентия, архиеп. Херсонского. Могилев на Днепре, 1907. Т. 1-2.

83. Из воспоминаний о преосвященном Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом // Православное обозрение. - 1880. - Т. 1. - С. 198-199.

84. Кондаков В.А. Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский и Таврический, в письмах его 1822-1855 гг. // Русская старина. - 1881. - Нояб. - С. 575-580.

85. Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонскаго: [письма] // Христианское чтение. - 1888. - Ч. 1. - С. 199-227.

86. [Св. Иннокентий] // Наши деятели: галерея замечательных людей России в портретах и биографиях. - Санкт-Петербург: Тип. Н.А. Лебедева, 1879. - Т. 5-6. - С. 1-12.

87. Письма разных лиц знаменитому архиепископу Иннокентию Борисову: материалы для истории России текущаго столетия / сост. Н.И. Барсов. - Москва: В Унив. тип. (М. Катков), 1885. - 66 с.

88. Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков с портретами. Май / Афон. Рус. Пантелеимонов монастырь. - Москва: Типо-литогр. Ефимова, 1908. - С. 241-257.