Святитель Феофан и книги

Монахиня Феофания (Бочкова)

 

Святитель Феофан Затворник и Иов Иванович Шумов:

переписка и беседы о христианской педагогике

 

Что объединило между собой этих, казалось бы, столь разных людей - святителя Феофана Затворника, одного из самых известных святых Русской Православной Церкви XIX столетия и простого крестьянина, сельского учителя и просветителя Иова Ивановича Шумова? Вероятно то, что оба они стремились к одному духовно-нравственному идеалу, шли по пути, указанном нам в Евангелии. Святитель Феофан и Иов Иванович непосредственно общались между собой на педагогическом поприще, стремясь привести к Богу юные поколения.

На протяжении своего жизненного пути будущий святитель Феофан (Говоров) был преподавателем, а затем ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме. После своей епископской хиротонии он возглавил сначала Тамбовскую, а затем Владимирскую кафедру. В 1866 году Владыка удалился в Успенскую Вышенскую пустынь, где посвятил себя молитве и духовно-литературной работе. На протяжении 22 лет, до самой своей смерти в 1894 году, он пребывал в затворе, ежедневно совершая Божественную литургию, отвечая на огромное количество писем и работая над своими нравственно-аскетическими сочинениями. Своими сочинениями, глубоко укорененными в двухтысячелетней православной традиции, святитель Феофан оказал огромное влияние на духовное состояние современного ему общества. На протяжении последнего двадцатилетия, после возрождения полноты церковной жизни в нашей стране, книги этого великого святого получили еще более широкое распространение.

Святитель Феофан 1863-1866 годах являлся епископом Владимирским, а значит – епархиальным архиереем для значительной территории, входящей ныне в состав Ивановской области. Святитель совершал архипастырские поездки и много проповедовал по уездам и селам нынешней Иваново-Вознесенской епархии. В селе Иваново освятил величественный собор в честь Рождества Христова. В эти годы он и познакомился с Иов Ивановичем Шумовым, крестьянином из села Непотягово Суздальского уезда Владимирской губернии (а ныне – Гаврилово-Посадского района), который в течение нескольких лет был его собеседником и корреспондентом.

В лице Иова Ивановича перед нами предстает образец русского крестьянского педагога, всю свою жизнь посвятившего воспитанию детей односельчан. Им, с дозволения начальника Владимирской удельной конторы, в 1862 году была открыта первая в уезде школа в с. Непотягово для крестьянских детей. И.И. Шумов являлся и создателем первой сельской библиотеки на территории современного Гаврилово-Посадского района. Иов Иванович не имел особых научных знаний и скорее всего не прочёл ни одной строки из педагогики, но история его школы, способы обучения в ней достойны внимания. В деле обучения и воспитания учеников он руководствовался внушениями своего здравого рассудка, тёплого, преданного доброму делу сердца. Благодаря стараниям просветителя в начале 1862 года в Непотяговской школе собрались 22 мальчика. Волостное правление препроводило в школу несколько книг, две Священные истории, два букваря. Дети быстро научились читать, понимать и передавать один другому содержание всех прочитанных книг.

Дети в непотяговской школе учились с большой заинтересованностью, любя своего учителя. После первой же ревизии школа Шумова получила одобрение. В отзыве ревизора было особо отмечено, что «занятия почтенного Иова Ивановича с учениками не ограничиваются только уроками, он преследует преимущественно цели воспитания детей на строгих церковных началах, каких крепко держится сам. Он вменил в обязанность своим ученикам читать дома утренние и вечерние молитвы, акафисты и канон Ангелу Хранителю». Даже в праздники и воскресные дни ученики собирались к Шумову и здесь пели церковные песнопения и читали Четьи-Минеи. Об успехах этой школы стало известно правящему епископу, которым был тогда на Владимирской кафедре преосвященный Феофан. Иов Иванович Шумов, крестьянин из удаленного от губернского города села, в лице правящего архиерея находит не только духовного наставника, но и заинтересованного сподвижника. Иов Иванович в беседах и переписке со святителем Феофаном выверяет свои подходы к христианскому воспитанию детей. Преосвященный ценил учительский дар простого крестьянина, его глубокую веру, ум и рассудительность.

Следует отметить, что святитель Феофан при формировании основных педагогических принципов исходил исключительно из святоотеческой традиции. В основе христианской педагогики лежит совершенно отличная от секулярных представлений антропология, то есть учение о человеке. Человек рассматривается как бессмертная личность, призванная достичь Царства Небесного и эту радость вечного пребывания с Богом уже здесь, в земной жизни. Бессмертие и возможность обожения, то есть уподобления Богу, являются главным принципом христианской педагогики, определяющим ее цели и задачи. В след за святыми отцами в своих письмах он постоянно напоминает о трехсоставной структуре человека, включающей в себя тело, душу и дух. При этом очень важно, что основные части структуры человека находятся, по мысли святителя Феофана Затворника, в иерархической подчиненности. Главенствующее место здесь занимает дух – высшая часть человека, которая призвана руководить душой и телом. Поэтому святитель Феофан в своих трудах говорит о необходимости не только развивать ум и душу путем умственных и эстетических занятий, воспитывать тело, например, посредством физических упражнений и труда, но прежде всего - воспитывать дух. Такое воспитание духа, считал Преосвященный, достигается прежде всего в храме Божием, за богослужением. Этому воспитанию служит усердное чтение Священного Писания, святоотеческих творений, а также духовно-нравственное практическое поведение, основанное на соблюдении заповедей Божиих. Именно на этих основаниях строилась и школа, созданная в селе Непотягово Иовом Ивановичем Шумовым. Важное значение имеет при этом тот факт, что Иов Иванович основанием всей своей педагогической деятельности считал церковность. Именно храм Божий был для него главной средой жизни.

Много стараний прилагал Иов Иванович для благоукрашения храма в честь святого великомученика Дмитрия Солунского села Непотягово, в котором он был старостой. Усердием Шумова в местном храме на престоле был поставлен замечательный стеклянный футляр, вмещающий в себя святой ковчег, Евангелие, потир и крест, употребляемый при хождении в Святую Пасху.

Венцом заслуг Иова Ивановича является составленный им акафист в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Особая служба в честь великого угодника казалась Иову неполной без акафиста. И Господь помог ему в этом нелёгком деле. Представленный преосвященному Феофану на рассмотрение акафист был одобрен и, исправленн рукой самого владыки. Испросив благословения у преосвященного Феофана начать чтение пока ещё рукописного акафиста в своей церкви, Иов пригласил местного благочинного отправить в Непотяговском храме в первый же воскресный день соборное служение с молебствием святому Димитрию, на котором вновь составленный акафист и прочитан был в первый раз поочерёдно тремя служащими иереями. Акафист этот, может, и не блещет особенными красотами, но в нём чувствуется дух строгого аскетизма, монашеского смирения, не нуждающегося в краснословии. Вот какие сведения мы находим об этом акафисте в известном исследовании А.В. Попова: «Московский духовно-цензурный комитет в донесении Св. Синоду от 6 июля 1868 г. за № 318, излагал: крестьянин Владимирской губернии Иов Шумов представил на рассмотрение сего цензурного комитета рукопись акафиста св. великомученику Димитрию Солунскому. Составленный, по объяснению Шумова, одним из бывших архипастырей Владимирских. При рассмотрении акафиста оказалось, что он в последовательном порядке прославляет жизнь и чудеса великомученика, исполнен мыслей и чувствований благочестивых, способен возбуждать молитвенное усердие в читателе или слушателе, написан языком ясным и сообразным с предметом». Однако к печати представленный акафист Св. Синодом в то время рекомендован не был. Несколько позднее был напечатан более распространенный акафист св. великомученику Димитрию Солунскому, составленный схимонахом Аркадием, афонским старцем из Пантелеймоновского монастыря, из бывших вятских семинаристов.

Впоследствии в школе Шумова стали обучать и девочек, которых, к сожалению, родители не очень охотно отпускали учиться, из-за невежественного убеждения, что крестьянке грамота не к чему. В связи с этим Иов Иванович советовался с преосвященным епископом Феофаном. И вот каков был ответ по поводу обучения крестьянских девочек грамоте: «…Будто грамоте знать только и пристало господам? Всем пригодно уметь читать. И везде уж все учатся – и крестьяне, девочки и мальчики. Зачем отставать от других? Что замуж выйдет за крестьянина же - что тут плохого? Да ведь мальчики-то все уж умеют читать. Надо и невест им подготовить умеющих читать, чтобы ровнее были. Когда муж и жена умеют читать, то придёт праздник, дома будут читать Евангелие, или житие святых, или другую хорошую книгу. То муж почитает, то жена. И время будет идти душеспасительно. Сам же не унывай, продолжай трудиться. Когда обучишь всех мальчиков – и, о если б и девочек! – закваска будет положена, и грамота уж не переведётся в селе. Ибо, какой грамотный отец захочет оставить сына своего необученным?»

Русские крестьяне, воспитанные Церковью на протяжении предшествующих столетий, очень хорошо чувствовали, что знание, грамотность человеку только тогда принесут пользу, если это сочетается с глубокой, с детства заложенной, христианской нравственностью. К сожалению, это перестали ощущать либеральные учителя и воспитатели – «народники» - последней четверти XIX столетия. Стоит отметить тот факт, что школа Шумова в начале 70-х годов с приходом народников и земства подвергалась травле в светской печати, а впоследствии даже была закрыта именно за свой церковный характер.

Под конец жизни Иов Иванович, крестьянин - учитель, раздав имущество священнослужителям и беднякам, пошёл искать себе место в монастыре. Так он оказался в Козельской Введенской Оптиной Пустыни. В двадцатые годы было разорено кладбище Оптиной Пустыни, где покоился и прах И.И. Шумова. Разбит на брусья, лишён лампады и брошен в кучу других крестов для сожжения и крест с могилы на больничном кладбище, где была надпись: «Странник, писатель акафиста великомученику Димитрию Солунскому крестьянин Иов Иванович Шумов (род. 1818, сконч. 1877), 58 лет. Уроженец села Непотягово Суздальского уезда Владимирской губернии. « Приидите, одареннии словом, воспоим Господу хвалу!» (св. Ефрем Сирин).

Литература:

1. Бобров А.А. Крестьянин Иов Иванович Шумов и его просветительная деятельность в кругу своих поселян : (Биогр. очерк) / Сост. свящ. Алексей Бобров. - 2-е изд. - Москва : тип. О-ва распространения полезных книг, 1896. - IV, 63 с.

2. Бобров А.А. Мудрые советы ищущим спасения по письмам преосвященного Феофана из Вышинского затвора : С портр. преосвящ. Феофана / Сост. Гавриловск. посада свящ. Алексей Бобров. - [1-е изд.]. - Москва : тип. О-ва распространения полез. книг, 1897. - 118, II с. : портр.

3. Иосиф( Македонов), епископ. Выступление на Первых Феофаново-Шумовских чтениях г. Гаврилов Посад Ивановской обл., 25 мая 2011 года // (http://iv-eparhya.blogspot.ru/2011/05/blog-post_620.html)

4. Попов А.В. Православные Русские акафисты, изданные с благословения Святейшаго Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения / Церковно- литературное исследование Алексия Попова. - Казань: Типо-лит. Императорского ун-та, 1903. – С. 295