Святитель Феофан и книги

mpi2014

О графе Льве Толстом

 

181. «Слыхали ль вы про евангелие Льва Толстого? Теперь слышу, что у него также тайком распространяются еще две статьи: критика догматов Церкви и - в чем моя вера.. Тут то, вишь, сокровища премудрости изрыгнуты… хулы на Церковь Божию, на св. Отцев и даже на Апостолов, кои все будто - суть исказили учения Христова…» (т. 2, с. 27).

182. «В его [Л.Н. Толстого] писаниях- хула на Бога, на Христа Господа, на Св. Церковь и ее таинства. Он разрушитель царства истины, враг Божий, слуга сатанин… Если дойдет до вас какая-либо из его бредней, с отвращением отвергайте… В наших духовных журналах он разобран до последних косточек, и всесторонне обличен в безумии и злоумии» (т. 2, с. 42).

183. «Супруга вашего благодарю за письмо и особенно за книгу или тетрадь, какую он посылает: разумею бредни суемудрого N… Толстого, врага Божьия, сына дьявола. Пишет ваш муж, чтобы написать заметки на эту пустейшую из пустых тетрадь. Если найду возможность сказать что-либо, непременно напишу. Переберу всю ее, из строки в строку, на все сделаю заметки, а потом общий вывод - похвалу Толстому. Я не утверждаю, что это сделаю; но желаю сделать. И сделаю, если можно руки приложить» (т. 2, с. 133).

184. «А вот что ему передайте: мою усердную просьбу, чтобы он достал и прислал этого же Т…аго [Л.Н. Толстого] критику, или обследование догматов церкви. Она очень нужна, чтобы добре понять рукопись, только что списанную. Тут видно только, что он ни во что не верит… Но почему - не видно. Это у него известно в помянутом обследовании или критике догматов… Приходила к концу переписка, как прислали мне из Москвы евангелие этого Льва, рыкающего на церковь Божию. Тут цитаты берутся из евангелия и что против них пишется свое - есть. Вот списываю и эти бредни. Потом, что-нибудь надо написать» (т. 2, с. 133).

185. «Но еще более благодарствую за хлопоты достать писания N... N… Т…аго. Без его критики догматов многое в его статье, - в чем моя вера - голословно, как повторение. И обличать это, не зная оснований, почему он так думает, очень неудобно. Вот почему крайне нужно иметь под руками его критику догматов. Он очень не любит этих догматов, ибо не любит церкви. А почему церковь ему не по сердцу, - не видно… Одно видно, что она против его учения. Но в этом не укор, а хвала. Ибо его учение самое фантастическое… Мне представляется, что он близок к помешательству… Так у него все нелепо. И я дивлюсь словам вашего супруга, что многие соблазняются. Я думаю написать что-нибудь против, но никак не разберу, кто он по своей системе. Пожалуйста, похлопочите достать означенную критику и последнее: что нам делать…» (т. 2, с. 134).

186. «Посылаю вам два экземпляра „Евангельской истории“. Одну вам, а другую потрудитесь послать вашему супругу. Прошу передать ему, что, как обещал ему писать против Т…аго, брался за это несколько раз и бросил и теперь хотя не совсем бросил, но едва ли скоро возьмусь… Против Т…аго я не силен, потому что он слишком лукав или глуп… в его речах страшная путаница…, то одно говорит, то совсем другое об одном и том же… Статьи… против него печатаются в журнале: „Вера и Разум“, издаваемом в Харькове» (т. 2, с. 136).

187. «Критику догматов N. Т…аго мне прислали наконец. Она есть критика „Догматики пр. Макария“ и разбирает догматы, как их изображает этот владыка. Но все же в виду имеется показать несостоятельность учения православной церкви. Из всех статей Т…аго эта самая ничтожная. Он бежит по Догматике, как вагоны по чугунке…, и заметки его самые беглые и неверные от быстроты полета… Я собирался было написать против… и не собрался. Вон начали его тузить, в „Православном Обозрении“ и в журнале „Вера и Разум“, и в Киевском Философском Трехмесячнике. Однако же в наше время неверия и распущенности умственной и нравственной статьи его, при всей несостоятельности, могут иметь пагубные последствия, особенно для учащейся молодежи» (т. 2, с. 137).

188. «Вы хорошо сделали, что отказались читать бредни Толстого и не берите их в руки. Вон прочитайте, что у него писано… у этого Льва рыкающего кого поглотить. Я и забыл прописать, что Лев - признает только Евангелие, и то в искаженном виде, как у него… Послания св. Апостолов не признает, ни отцов и учителей церкви… Все у него свой ум… Не берите в руки…» (т. 4, с. 99), то же: (т. 8, с. 152).

189. «Слыхали ли Вы про статьи графа Льва Толстого? Они все разрушительного свойства - для веры, церкви и отечества. Они секретно распространяются, литографированные за границей… В статье: „В чем моя вера“ - он говорит, что кроме этой статьи и Евангелия, он написал еще Критику Догматов Церкви. Поищите, пожалуйста… Собираюсь что-нибудь написать против всего этого» (т. 5, с. 78).

190. «Какие это глупые студенты, что верят Л. Толстому, который ни во что не верит…» (т. 5, с. 207).

191. «На днях один помещик рязанский, знакомый лишь письменно, - учь большая… временно живет в С.-Петербурге, прислал мне рукопись Льва Толстого башибузука… Врага Божия и слуги диавола… Заглавие: в чем моя вера? - 35 л., говорит, был я безбожником. Теперь принял учение Христа… Но и Христос у него не наш, и учение не нашего Христа Бога…» (т. 7, с. 185).

192. «Этот Толстой, у которого в писаниях один бред - имеет последователей?! Верно Русь православная совсем оглупела. У него души нет, Бога нет, нет и другой жизни. Он не стыдясь изрыгает хулы на Божию Матерь, на Спасителя и всю веру православную. Дерзнул и новое евангелие составить, не согласное с настоящим, и через то подпал под анафему Апостольскую» (т. 7, с. 251).

193. «Лев Толстой… где-то нахватался, как чаду, злых мыслей - и распространяет, украдкою, в рукописях. Но в сих рукописях только бредни его содержатся без всяких доказательств…» (т. 8, с. 111).

194. «Изумляет меня речь вашего сына о Льве Толстом. Этот Лев - до 81 года был безбожник…» (т. 8, с. 111).