Святитель Феофан и книги

mpi2014

О писателях церковных

 

135. «Св. Тихона читаете? Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами» (т. 1, с. 220).

136. «В последнем письме вы поминаете о книге Ушинского. Вы несправедливы к сей книге. Весь ее недостаток в том, что она не полно разбирает опровергаемые пункты… Я не утверждаю, что книга удовлетворительна; но не могу думать, чтобы она была бесполезна» (т. 2, с. 24).

137. «Что касается о. Иоанна Кронштадтского, то я уверен, что он воистину муж Божий… Книжки его хороши… И эта - дневник - хороша. Тут светлые мысли души, живущей в Боге» (т. 2, с. 163).

138. «Даруй вам, Господи, всегда быть в добром настроении; тогда из всего будете почерпать себе назидание и поддержку. Учитесь сему в книгах святителя Тихона - сокровище от мира собираемое… какое обилие там духовной мудрости!» (т. 3, с. 21).

139. «У Преосв. Игнатия в недавно изданной им книге собрания изречений… много взято из этих писаний» (т. 3, с. 60).

140. «…Письма Преосв. Платона, думаю, лучше вам при жизни отпечатать» (т. 3, с. 68).

141. «На днях получил из Иерусалима от какой-то игумении Смарагды ее письменные труды - переводы Добротолюбия и толкование некоторых слов Исаака Сирианина» (т. 3, с. 83).

142. «Очень вам благодарен за вести об игуменье Смарагде. Книги ее негожи к печати...» (т. 3, с. 84).

143. «Порадовались вы поведаньям о. Рафаила Саровского об афонских старцах» (т. 3, с. 90).

144. «Вон о. Иоанн Кронштадтский записывал эти помышления [при чтении Евангелия], и теперь издал… вышли две порядочные книги…» (т. 3, с. 93).

145. «Забыл написать вам про Фаррара. Жизнь Христа Спасителя, им составленная, небольшого достоинства. Самый большой ее недостаток в том, что учение Господне у него поминается очень кратко и не с должным осмотрением» (т. 3, с. 117).

146. «Есть у нас жизнь Христа Господа превосходная. Это Спб. о. протоиерея Матвеевского. В ней все полно изображается, и деяния Господни, и учение с толкованием и приложением к жизни каждого… Прочитайте и всем хвалите» (т. 3, с. 117).

147. «О. Иоанн Кронштадтский издает краткие изречения свои о вещах Божиих и о жизни духовной под заглавием: Моя жизнь во Христе. Если встретите их, читайте…» (т. 3, с. 241).

148. «О. Иларион Оптинский правду сказал о сочинениях пр. Игнатия, и м. Игуменья хорошо делает, что помнит то и передает другим. Но с грехом у пр. Игнатия суть только: слово о смерти и прибавления к сему слову, кои составляют предмет критического обсуждения их в моей книжке: „Душа и Ангел - не тело, а Дух“» (т. 4, с. 57).

149. «Хорошо, что мысли о. Иоанна так вас озаряют. Я назвал их утренним весенним ветерком благоуханным. - Прочитайте их не раз, а несколько раз, чтобы все высосать оттуда. Книжка - Митерикон; я еще послал им несколько экземпляров…» (т. 4, с. 135).

150. «Ищите во всем назидания и обратите все окружающее вас в книгу и читайте… ее глазами… ибо она без букв наших… а своим образом напечатана. У св. Тихона четыре книжки напечатаны сим образом» (т. 4, с. 145).

151. «Вон вышли книги, моя жизнь во Христе озаглавлены, о. Иоанна Кронштадтского… одного сорта с моими. Но в них есть многое лучше написанное, чем у меня. Потому не излишне, если встретите их и прочитаете…» (т. 4, с. 155).

152. «Письма Георгия затворника назидательны» (т. 4, с. 185).

153. «Пишете, что вы все читали письма Оптинского старца Макария. Благословенны книжки его. Глубокий веет в них дух смирения и навевает его на всякого читающего. Перечитывайте почаще» (т. 4, с. 211).

154. «Книжка - рассказы странника - внешний чин дела изображает, а писания отеческие - внутренний» (т. 5, с. 110).

155. «Читать ли писания Преосв. Игнатия? - Читайте… Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется, в начале, где он говорит, что душа и Ангел телесны, и доказывает. Эти листы вырвать лучше из книги» (т. 5, с. 187).

156. «Но вы будете неправы, если о всех сочинениях Пр. Игнатия будете думать дурно. В них излагается прямая истина о духовной жизни, и все словами Отцов, хотя не указывается везде, где взяты мысли. Потому его следует читать, не морщась» (т. 5, с. 204).

157. «О. Иоанн Кронштадтский - Божий человек… У него не одна книжка, а до 15 и более. Потрудитесь приобресть» (т. 5, с. 214).

158. «Относительно книг Ростиславова… верно пасквиль. - Лучше, что можно сделать - ничего о ней ни писать, ни говорить… Как будто ее нет» (т. 7, с. 31).

159. «Как вы судите о прологе?!.. Прелесть книга по назначению: краткие (а иногда и полные) жития святых дня… и несколько поучений, и назидательных случаев» (т. 7, с. 158).

160. «Получил книги. Благодарствую. Ивана Буяна я давно, давно встречал… Путь в небесный Иерусалим не совсем верно изображен. Во время чтения книги мне приходило на ум исправить ее…» (т. 7, с. 160).

161. «Помните, - или знали ль Паисия Саровского - теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он издал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову… И мне прислал. - Я эту книжку поправил, - и дополнил… и послал для второго издания» (т. 7, с. 164).

162. «Вы спрашивали о психологии свв. отцев. Издана о. протоиереем соборным Вятским, о. Степаном Кашменским… Мы - товарищи по академии» (т. 7, с. 217).

163. «Отец прот. Матвеевский издал свой труд… Книга большая, цитат - премного - знамение учености» (т. 7, с. 219).

164. «Просмотрел Евангельскую историю о. прот. Матвеевского и нашел ее не только удовлетворительною, но превосходною. Такой на всем свете нет. Внимательное рассмотрение деяний и словес Спасителя, благоговейный тон речи, богатство отеческих и церковных свидетельств - составляют ее отличительные черты. Ни одна душа не будет читать ее без услаждения и назидания… Однако ж, как вам известно, ни одно человеческое произведение не бывает без но…» (т. 7, с. 220).

165. «Книги пр. Никанора совсем в другом роде. Они очень просветительны… То путь ведения Божия. - Вы распечаловались о матушке России. Нельзя не печалиться» (т. 7, с. 235).

166. «Как вам нравятся письма преосв. Герасима…» (т. 8, с. 76).

167. «Шлю еще рассказы странника в новом исправленном виде» (т. 8, с. 120).

168. «Есть история Русской церкви - преосвященного Филарета Черниговского. - Она конечно есть в вашей семинарской библиотеке. Если, случайно как, нет ее там… пишите скорей, я пришлю» (т. 8, с. 184).

169. «Я, кажется, писал вам, что наилучшее пособие вам церковная история Флери. Это полный сборник исторических памятников о древностях церковных» (т. 8, с. 186).