Святитель Феофан и книги

mpi2014

О Священном Писании

О чтении книг Священного Писания

45. «Читаю в правилах св. Антония и в других многих: заучи псалмы… и идешь ли куда, или сидишь за работою, читай их» (т. 1, с. 19).

46. «Еще пусть лежит перед глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишок, и старайтесь всякое слово обратить в предмет рассуждения. Если Бог подаст мысль… запишите ее» (т. 1, с. 35).

47. «Читайте Евангелие и Апостол, и смотрите, как следует быть христианину настроену…» (т. 1, с. 118).

48. «Все во славу Божию творите. Прочитывайте Евангелие и Послания и оттуда берите себе уроки» (т. 2, с. 99).

49. «Ведь не нужно много читать… Довольно (для вас) прочитывать то, что положено в св. Церкви, т.е. Евангелие и Апостол на каждый день» (т. 2, с. 155).

50. «Чтение Евангелия есть лучшее чтение» (т. 3, с. 93).

51. «Читайте побольше слово Божие по утрам и вечерам» (т. 4, с. 78).

52. «Читайте Евангелие и другие книжки духовные, каждое утро после молитвы. Если у вас есть свой уголок, то и не выходите из него, не почитавши и не помолившись. От этого будете иметь крепость духа и сердца» (т. 4, с. 99); (т. 8, с. 152).

53. «После утрени до обеда - чтение. Приложите размышление, - и размышляйте о жизни и страданиях Господа. Делайте сие при помощи чтения дневного Евангелия (и Апостола можно)» (т. 4, с. 165).

54. «Хорошо это делать утром. Разверните Евангелие, прочитайте мало что, прямее дневное чтение, и углубляйтесь в то, пока прочитанное воспринято будет сердцем, и исполнит - займет его. Читать можно и из Апостола и из Псалтири, только всегда не много. Дело все в том, чтоб истина воспринята была сердцем, исполнила его и разогрела» (т. 4, с. 178).

55. «Когда нечего делать - разверните Евангелие, берите событие или текст и обдумывайте, к себе прилагая…» (т. 5, с. 31).

56. «Да ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читай и до конца не дочитаешь» (т. 5, с. 44).

57. «Помните, я вам писал, вдумываться в дневные чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие бесконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься» (т. 5, с. 45).

58. «Читайте понемногу книги духовные… особенно Евангелие» (т. 5, с. 98).

59. «Как это пришло вам в голову, будто чтение Писания Божественного отвлечет вас от науки… положите себе за правило - утром и вечером прочитывать понемногу, стихов по 10 из Нового Завета… с рассуждением и к себе приложением» (т. 5, с. 99).

60. «Чтение Евангелия и Псалтири - доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни» (т. 5, с. 122).

61. «Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их… Потом никогда много не читайте… и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово» (т. 5, с. 184).

62. «И Евангелие учить на память хорошее дело… и псалмы» (т. 5, с. 219).

63. «Заучиваете шестопсалмие… Добре. Читайте псалмы в Псалтири, и какой псалом понятен и падает на сердце, тот заучивайте… Берите лучше какой-нибудь псалом и читайте его с размышлением и вопросами… что то значит, что это…» (т. 6, с. 15).

64. «Заучивание Псалтири доброе дело. Набирайтесь помышлениями и чувствами молитвенными… Св. отцы всем внушали это» (т. 6, с. 23).

65. «Прочитывание Евангелия и проч. добре и предобре… При этом - какой стишок или мысль западет в душу, останавливайтесь на сем более и днем почаще вспоминайте… и мысли те расширяйте» (т. 6, с. 23).

66. «Вы заучили шестопсалмие… и прибавляете, особенно нравятся последние два… Это подает мне мысль предложить вам: как только встретите нравящийся псалом, так заучивайте его… всякое время бездельное наполняйте сим чтением. Посмотрите второй псалом третьего часа и 3-й шестого… Они схожи с: возведох очи мои в горы…» (т. 6, с. 48).

67. «Вы, конечно, прочитываете дневные чтения в Церкви из Апостолов и св. Евангелия, как положено. А если нет, заведите это. Это будет вам дневной урок Божий…» (т. 6, с. 68).

68. «Из писания божественного читаете по заведенному порядку. Добре! Дело не в как читать, а чтобы читать. Там движется Дух Божий, и движет душу читающего» (т. 6, с. 70).

69. «Ваше внутреннее в добром порядке. И добре! Читаете только Евангелие… Да какая и книга лучше Евангелия… Чтение его воздухом Божиим окружает душу» (т. 6, с. 134).

70. «Для чтения у нас много осветительных книг. Но внутренний человек строится сам по себе. - Иногда бывает хорошо - взять какой-либо стих писания и пытать его, пока он даст от себя или осияние, или питание, или возбуждение» (т. 6, с. 190).

71. «Читайте-читайте Евангелие… и обдумывайте и к себе прилагайте» (т. 8, с. 31).

72. «Утром хорошо читать Евангелие и Апостол - дневные… Да не просто читать, а додуматься до теплой мысли, чтобы с нею и день весь проводить» (т. 8, с. 99).

73. «Спокойствие душевное - великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать… Пустяков сколько лезет в голову. - Пусть молится коротенькою молитовкою - ко Господу, Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю. Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала» (т. 8, с. 104).

74. «Каковы заповеди?.. Читайте Евангелие, читайте апостол… и замечайте, что там относится к вам… берите то для себя в правило» (т. 8, с. 167).

75. «Из Евагелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово...» (т. 8, с. 200).