Святитель Феофан и книги

mpi2014

Священное Писание в письмах святителя Феофана

 

97. «Прочитайте 1 Кор.7: 25 и 9. Цель человека не на земле, а в другой жизни…» (т. 3, с. 195).

98. «Что выписка из толкования к Римлянам… но там речь об идоложертвенных яствах» (т. 4, с. 44).

99. «Надо различать мир и мир. То писание говорит: «не любите мира», то оно же говорит: «Бог возлюбил мир». Что Бог возлюбил, то и человек должен любить. Надо во всем поступать с рассуждением!» (т. 4, с. 60).

100. «Отцы, не умея решить сего дела сами, писали к св. Павлу (из Коринфа в Ефес), как быть им со своими дочерями? Ответ содержится в 7-й гл. первого послания к Коринфянам» (т. 4, с. 61).

101. «Где-то у Апостола есть: кто знает, что и не сказывает вопрошающему, - грешит» (т. 4, с. 80).

102. «Св. Иоанн Богослов раскрывает пред взором ума вашего две картины - одну - мира многомятежного, указывая чем он занят и как пусты предметы те… а с другой - богатого в милостях Бога, Коего хоть не видим, но имеем возможность силою любви в себе Его иметь, и не видя видеть Его, и не ведая ведать сердцем совершеннее даже, чем умом…» (т. 4, с. 145).

103. «В псалмах поется: вся слава дщери царевы внутрь. Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!» (т. 4, с. 146).

104. «Спрашиваете, что разуметь у Апостола под телом душевным и телом духовным? Прочитайте это место все, и увидите, что разуметь должно. Это 1 Кор. 15:40-45. Св. Павел рассуждает там о воскресении и о различной славе тел воскресших, а не о душе… итак здесь должно разуметь под телом наше тело. На земле оно душевно, а по воскресении будет духовно. Почему оно так названо, толкуют разно. Святой Златоуст говорит, что оно на земле душевно, потому что оживляется только душою. А по воскресении будет духовно, потому что будет жилищем не одной души, но души, исполненной Духа… Согласно с святым Златоустом толкуют блаженные Феодорит и Феофилакт» (т. 4, с. 238).

105. «Но известно, что св. Иоанн писал свое Евангелие после всех евангелистов и писал затем, чтобы дополнить те Евангелия…» (т. 5, с. 53).

106. «Вот смотри, как поступали св. Апостолы! - Читай в Деяниях, в 13 и 14 главах, как св. Павел и Варнава ходили на проповедь по внушению Духа Божия» (т. 5, с. 56).

107. «На вопрос, вам предложенный, ответьте: это решено в Евангелии, когда говорится об узком и трудном пути и о пути легком и просторном» (т. 5, с. 89).

108. «Найдите и прочитайте следующее место в первом послании св. Павла к Коринфянам: гл. VI, ст. 9. Что здесь названо: малакии, то есть ваше дело…» (т. 5, с. 101).

109. «О том, что в деревню ушел и жениться хочет, слова Апостола имеем: лучше жениться, чем разжизаться (1 Кор. 7:9)» (т. 5, с. 219).

110. «В Евангелии изречено: аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой (Матф. 16:24)» (т. 5, с. 227).

111. «Потрудитесь просмотреть след. места Писания: I Кор. 6: 19-20. Вы не свои, пишет Апостол, ибо вы куплены дорогою ценою. И вот вывод из сих слов: посему прославляйте Бога в телесах ваших и в душах ваших, которые суть Божии, т. е. силы души и тела должны быть посвящены Богу…» (т. 6, с. 9).

112. «В тексте из Апокалипсиса… не прилагать и не убавлять… слова: в книзе сей, вы, кажется, разумеете в Новом Завете… а это не так. В книзе сей, т. е. в Апокалипсисе. Вообще прибавлять и убавлять запрещение уместно только к Божественному Откровению, к Слову Божию… Но Слово Божие не все содержится в книгах писанных. Это сами же новозаветные книги подтверждают» (т. 6, с. 17).

113. «Слово Апостольское писанное пришло после. Церкви уже всюду были организованы, а писаний Апостольских еще ни строки не было. Первое писание св. Павла было в 54-[5]5 году, спустя 20 лет по Вознесении. И Евангелие появилось много лет спустя по Вонесении. Все же писания Апостольские и с Евангелием в одну книгу собраны уже в конце первого века…» (т. 6, с. 18).

114. «Вопросы: любовь покрывает множество грехов (1 Петр. 4:8). Эти слова стоят у Апостола как побуждение к любви; потому покрытие грехов надо разуметь, не того, кого любят, а того, кто любит. За любовь к другим Бог прощает грехи любящего» (т. 6, с. 29).

115. «Когда схваченному Апостолу угрожала опасность смертная, тысячник вырвал его из рук их и потом, по просьбе Апостола, позволил ему со ступеней говорить к народу. В этой речи (гл. 22) св. Павел возвещал им, что он не мог иначе действовать…» (т. 6, с. 63).

116. «… Евр. 7: 26-28, - Иоан. 10: 9-16. „Чем мысль, что Сын поставлен первосвященником совершенным, и чем Аз есмь дверь, и Аз есмь Пастырь добрый - относится к святому“». Эти места читаются в дни воспоминаний святых, святителей и архипастырей. Святительство и пастырство в Церкви истекает от Пастырства Христа Спасителя и есть Его продление в Церкви…» (т. 6, с. 70).

117. «Какой смысл притчи о плевелах? - Мф. [Евангелие от Матфея] 13: 24-30? Прочитайте далее в той же главе ст. 36-43 - Продолжать ли говорить молитовку, когда внимание отошло. - Надо внимание воротить и продолжать со вниманием» (т. 6, с. 83).

118. «Какой смысл… надежды в 1 Кор. 13: 13? Непоколебимая уверенность - получить небесные блага. Она до гроба, а после перестает… потому что уповаемое будет получено» (т. 6, с. 87).

119. «Ваш вопрос о Лк. 9: 60… решите так: Господь заповедь дал относительно почитания родителей…» (т. 6, с. 93).

120. «В покаянном псалме св. Давида - слова: слуху моему      даси радость - значат: ухо души моей да услышит слово Твое: отпущаются тебе грехи твои. В душе пронесется такое слово. Та же мысль и в словах: воздаждь ми радость спасения Твоего…» (т. 6, с. 192).