Святитель Феофан и книги

mpi2014

Добротолюбие

429. «Добротолюбие много содержит. Но мне думается, что маленький сборничек (выборка из него же), печатаемый в ведомостях, будет уютней и может быть для многих полезней» (т. 1, с. 24).

430. «Посылаю вам второй том „Добротолюбия“. - Все, в чем имеете нужду всякий возревновавший и возжелавший исправить свое сердце, найдет здесь в разнообразных писаниях отеческих» (т. 1, с. 48).

431. «Посылаю вам последний 5-й том „Добротолюбия“. Это самый высокий; а 4-й том самый подручный и пригожий для живущих обществом» (т. 1, с. 59).

432. «Спешу вас известить о будущем Добротолюбии… Кроме той брошюрки, что Антония Великого содержит, есть еще рукописи - 170 листов - письма о. Тихона… Отцы приготовлены вот какие: Антоний Великий, Макарий Египетский, Марко подвижник, Исайя отшельник и Евагрий. Все что приготовлено и должно войти в один том. Антоний Великий с ближайшими приемниками своими. Вторую часть составляют - Пахомий Великий - с другими общежительниками. Тут будут все уставы - Пахомия, Василия Великого, Кассиана, св. Венедикта, - и некоторые мелкие уставцы… Но этим не кончится Добротолюбие, а пойдет далее… В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще… - Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан., Исаак Сирианин… Но и еще надо - Филофея, Феодора Едесского, Иоанна Коринфского, Диадоха, Максима исповедника, - и подобных. Еще том. Феодора Студита - катихизисы надо перевести - еще том. Симеона Нового Богослова…» (т. 1, с. 86).

433. «Скоро будет готов второй том [Добротолюбия]. Во вторую часть я положил собрать уставы. Но их в одну книгу поместить нельзя. Надо разделить эту часть на два тома или выпуска. Первый выпуск составят уставы - Пахомия Великого, Василия Великого, св. Венедикта и других неких небольшие уставцы… Второй выпуск второй части займет один св. Кассиан… Третья часть составит свод из всех отечников по особому плану... Все Добротолюбие дойдет до 10 книг» (т. 1, с. 88).

434. «В следующий том [Добротолюбия] вместе со св. Кассианом неотложно должны быть помещены уставы св. Пахомия, св. Василия Великого и св. Венедикта. Сей порядок изменен быть не может» (т. 1, с. 90).

435. «…во второй том готовлю, что следует по греческому Добротолюбию… то есть Кассиана, Исихия, Нила преп. Синайского. После них в греческом Добротолюбии стоит Диадох. Пропуск большой - два века. Надо восполнить - и восполним… Ефрем, Исаак Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов, св. Златоуст, Григорий Нисский, Исидор Пелусиот, Варсанофий и Иоанн, Авва Дорофей, Лествичник… Пропустить их грех» (т. 1, с. 92).

436. «Посылаю вам 5-й т. Добротолюбия - конечный. Этот том с четвертым могут заменить все книги - подвижнические» (т. 1, с. 238).

437. «Вы получили Добротолюбие. - Добре! Потрудитесь вникнуть наипаче в то, что извлечено из св. Макария Египетского, а отчасти Марка подвижника. Да и везде там рассеяны указания отеческие на дело - главное» (т. 2, с. 97).

438. «Посылаю вам 5-й том Добротолюбия. Если потрудитесь прочитать, увидите не только то, что бывает на последних степенях христианского строгого жития, но и то, как того достигнуть» (т. 2, с. 152).

439. «Прочтите в Добротолюбии сказание о пр. Максиме Кавсокаливите (Афонском) и ему подражайте. Два года молился он от души (Богоматери), не употребляя ничего особенного, и получил искомое в одно мгновение» (т. 2, с. 197).

440. «Посылаю при сем еще одну книгу „Добротолюбия“» (т. 3, с. 50).

441. «Ныне только кончил второй том Добротолюбия. Пошлю афонцам для переписи и печатания» (т. 3, с. 79).

442. «С о. архимандритом я посылаю 5-й том Добротолюбия. Вы его не тотчас на полку… а потрудитесь взглянуть и в середину…» (т. 3, с. 112).

443. «Очень рад слышать, что Добротолюбие (3 т.) читается вами не безучастно. Потрудитесь прочитать и не раз» (т. 3, с. 218).

444. «Книги Добротолюбия посылаю. 5-й и 4-й том лучшие. Вам не следует выписывать моих книг. У меня всегда есть они для раздачи» (т. 3, с. 222).

445. «Теперь посылаю 4-й том [Добротолюбия]: прямо к общинникам речь ведет. Вот увидите, как подбодрит сестр. Это все поучения Феодора Студита» (т. 3, с. 222).

446. «В 4 томе Добротолюбия содержатся поучения св. Феодора Студита, где премного наставлений предлагается общежительникам, на все случаи, представляющиеся неизбежными в сем роде подвижничества» (т. 3, с. 243).

447. «Посылаю 4 том „Добротолюбия“, там и фотография моя» (т. 4, с. 25).

448. «Из сих добродетелей вы указали самую первую - смирение… Посмотрите во 2 т. Добротолюбия… что пишется о ней и о том, как успеть в ней…» (т. 4, с. 91).

449. «В молитве пребывайте. В Добротолюбии т. 2 много есть наставлений о сем. Перечитывайте и что к вам идет запоминайте или записывайте» (т. 4, с. 97).

450. «Пересмотрите во 2 т. Добротолюбия… все статьи о сей страсти» (т. 4, с. 104).

451. «Вот кончу 5-й том Добротолюбия. Тогда, может быть, и за уставы возьмусь… У меня и Василия Великого устав в порядок или общий обзор приведен. И этот м.б. отпечатаем… Третьего тома Добротолюбия опечатки заметил и отослал давно уже… 4-й том переписан. Перечитываю 5-й и конечный - кончаю переводить» (т. 4, с. 105).

452. «Третий том Добротолюбия… конечно пришлю» (т. 4, с. 110).

453. «Что читаете Добротолюбие… хорошо. Не знайте устали в сем… Сборничек о трезвении и молитве - есть сокращенное Добротолюбие» (т. 4, с. 111).

454. «Матери N. все собирался послать книгу 4 т. Добротолюбия… А она там томится желанием читать… Виноват! Много раз виноват, прошу извинения. Посылаю вам книгу сию для нее…» (т. 4, с. 116).

455. «Книга Добротолюбия - 5-я вся обращена на внутреннюю жизнь. И хоть преимущественно имеет в виду отшельников, но к ним собственно относятся только внешние порядки; внутренняя же жизнь, там изображенная, ко всем вообще пригодна» (т. 4, с. 119).

456. «В книгах Добротолюбия сколько добра? - Перечитывайте же их. Это всегда новые книги» (т. 4, с. 124).

457. «Посылается книга Добротолюбие. Извольте - читать и перечитывать. Тут все - на все случаи» (т. 4, с. 127).

458. «Но главный магазин духовных научений в Добротолюбии. Попросите у Афонских отцов, дать вам почитать 2-й том Добротолюбия. Там говорится все о борьбе со страстями…» (т. 4, с. 155).

459. «Если есть уже у вас Добротолюбие, найдите и прочитайте Исихия о трезвении. Тут прописано самое руководство к управлению и устроению мыслей» (т. 4, с. 200).

460. «Достали Добротолюбие! - Книга вся собрана с целью научить сокрушению и вниманию сердечному неимеющих сего, а имеющим указать способы к усовершению и укреплению… Начинайте читать с Исихия, потом перейдите к Диадоху, Феолипту, Григорию Синаиту и др. - Когда вчитаетесь хорошо в эти наставления, тогда и другие читайте» (т. 4, с. 201).

461. «Вы читаете Добротолюбие; хорошо. В статьях Игнатия и Каллиста, Григория Синаита и Никифора не запутайтесь. Поищие, нет ли у кого жизни старца Паисия Нямецкого. Там помещены предисловия к некоторым статьям Добротолюбия, составленные старцем Василием» (т. 4, с. 220).

462. «Посылаю вам 3 том „Добротолюбия“. Тут попались статьи все отборные. Стоит посидеть и подумать» (т. 5, с. 88).

463. «Благослови вас Господи! Прочитывайте понемногу статьи Добротолюбия» (т. 5, с. 113).

464. «…Я посоветовал… выпечатать из 2 тома Добротолюбия, что высказано свв. отцами о борьбе с этой похотию. Он это сделал и мне прислал несколько экземпляров. Вручаю вам один» (т. 5, с. 120).

465. «Пост уже на дворе - и вот предлежит духовное утешение, коего чаете. 4-й том Добротолюбия - писания св. Феодора Студита. Он был духом горящий, - и слово лилось из сердца с теплотою и силою. Даруй вам, Господи, напитаться духом его. Троицкие листки - хороши… Есть такие же и Афонские…» (т. 5, с. 153).

466. «Вот вам третий том Добротолюбия… читайте. А первый и второй есть ли у вас?! Скажите» (т. 6, с. 72).

467. «М. Клеопатра, пиша по случаю письма к Варсонофии… помянула о вашем у ней бытии… и что вместе читали Добротолюбие, которым она услаждается… и услаждает даже маленькую Клеопатру» (т. 6, с. 115).

468. «Взялся переводить статьи для 3-го тома „Добротолюбия“. Первая - блаж. Диадоха… высокого достоинства, но претемная в славянском…» (т. 6, с. 129).

469. «Я начал третий том „Добротолюбия“. Сейчас кончил Диадоха… Какой ясновидящий!! А между тем в славянском переводе он очень темен. Теперь начинаю Иоанна Карпафского… Кажется, они современники - 2 пол. 4 века» (т. 6, с. 134).

470. «Перевожу теперь, что следует для 3 тома „Добротолюбия“… Собеседования Аввы Зосимы, - того, что похоронил и напутствовал Марию Египетскую» (т. 6, с. 137).

471. «Теперь собираю третий том „Добротолюбия“ все по греческому „Добротолюбию“. Имеются уже - Диадох, Иоанн Карпатский, Авва Зосима, 4 сотни изречений Аввы Фалассия. Следует св. Иоанн Дамаскин, Феодор Едесский, Филофей Синайский и т. д. Се - грядут к вам книжки!» (т. 6, с. 139).

472. «Я, кажется, писал, что готовлю третий том „Добротолюбия“. Теперь перевожу - умозрительное слово Феодора, что следует за деятельными главами Феодора Едесского. Великолепнейшее слово. Тут и богословие и философия…» (т. 6, с. 140).

473. «Третий том Добротолюбия подходит к концу… Что готово, отсылаю на Афон, - где, как полагают старцы, лучше они могут устроить переписку…» (т. 6, с. 149).

474. «Третий том Добротолюбия был кончен. Но вздумалось прибавить аскетич. уроки св. Феодора Студита… Выбрать их надо из его поучений… Что потребует времени не малого… Устав-то у нас от него, или из его монастыря взят... От него осталось - поучений до 400… Все отечески теплые, без лицеприятия и поблажек» (т. 6, с. 151).

475. «Третий том Добротолюбия. Отослал для переписи на Афон» (т. 6, с. 153).

476. «Пострадал ли 3-й т. Добротолюбия, не пишут. Но не думаю. Пожар для келий не был неожиданным… И братия могли спасать, что считали нужным спасти» (т. 6, с. 165).

477. «3 т. „Добротолюбия“ только получил набело переписанный для прочтения. А печать еще после цензуры. Вышло что-то большое: тогда как я думал, что этот том будет меньше прежних. Св. Студит к концу. Осталось 24 поучения… Но надо тоже пересмотреть» (т. 6, с. 171).

478. «Я все сидел за Феодором Студитом, и очень усиленно… Кончил. Остается пересмотреть… Это будет 4 т. „Добротолюбия“. Третий - перечитываю переписанный набело…» (т. 6, с. 173).

479. «Все возился с 3 т. „Добротолюбия“. Так дурно переписали Афонцы. Наконец и этому пришел конец; ныне посылаю в Москву для печатания…» (т. 6, с. 174).

480. «Феодора Студита отослал афонцам для переписи. Теперь идет и 5 том. Начало с Симеона Н.[ового] Б.[огослова] Но как он переведен, то нужное немногое оттуда взято будет. Переводятся главы ученика его Никиты Стифата… премудрые» (т. 6, с. 182).

481. «Вы читаете свои избранные книги. Я поминал вам о других… Ну - на какие слеза падет, те и читайте… Все хороши. Вот бы вам пригодились собеседования Аввы Зосимы - в 3 т. Добротолюбия, я перечитываю - отпечатываемые листы…» (т. 6, с. 189).

482. «Зосима - в 3 т. Сего текста напечатано уже 15 листов, Зосима почти в начале. - Его речь схожа с речами Аввы Дорофея… Все на отцах и опытах предшествовавших подвижников» (т. 6, с. 190).

483. «Добротолюбие конечно пришлю… Вы же зачем усумнились в этом? Издаю не я, но я выговариваю себе довольно экземпляров для раздачи своим… Третьего тома отпечатано 25 листов… Но больше кажется 30 - и не будет этот том. Те два уж слишком грузны. Предложу издателям из двух три тома сделать, если потребуется новое издание» (т. 6, с. 193).

484. «Третий том [„Добротолюбия“], наконец жду… что вотвот приедет… Шутка?.. Больше года его переписывали… И печатать начали чай с половины прошлого года, если не раньше… И четвертый том переписывался с год… Теперь перечитываю переписанный… Еще немножко, и кончу… Пятый кончается переводом. Потом, может быть, кончу… если не леность… Лучше всех будет 4 том по содержанию. В нем один св. Феодор Студит…» (т. 6, с. 196).

485. «3 том „Добротолюбия“, в Шацке; но от нас туда езды нет. Когда получу, пришлю… 4 том переписанный - отправлен в цензуру. 5 том имеется для переписки» (т. 6, с. 198).

486. «Посылаю вам три экземпляра 3 тома „Добротолюбия“- вам, о. Кассиану и М. Рафаиловичу. - Извольте умудряться… Тут все отборные статьи: Диадох премудрый, Зосима многоопытный, Филофей тайнозрительный, - да и все. - Четвертый том печатается; пятый - переписывается» (т. 6, с. 200).

487. «Жду последние листки четвертого тома „Добротолюбия“. Но, кажется, афонцы немного сдремнуть прилегли» (т. 6, с. 208).

488. «Если сами не можете, заставляйте Дуню прочитывать себе что-нибудь из „Добротолюбия“. Всегда найдется что-нибудь, - что падет на сердце и займет внимание, являясь чем-то новым, хотя и было уже читано. Это Ангел Господень дает для занятия мыслей на день» (т. 6, с. 210).

489. «Получил я четвертый том „Добротолюбия“. Пришлю с следующею почтою…» (т. 6, с. 210).

490. «С удовольствием шлю вам тома „Добротолюбия“- 1, 3, 4 - для м. Валерии, и один еще 4-й - для вас. Я подумал было в Елец послать от себя; но раздумал. Лучше это сделать вам. Матери Клеопатре пошлю особо. - Четвертый том - который для вас, - имеет красный крест карандашный на верхней обертке» (т. 6, с. 211).

491. «…между истинными христианами всегда была и есть потребность иметь под руками святоотеческие писания о духовной жизни… К числу таких-то изборников принадлежит и известное всем Добротолюбие, как наилучший из них...» (т. 7, с. 6).

492. «Составитель настоящего сборника и имел сначала в виду лишь проверить переведенное уже, доперевесть не переведенное, и дать читателям Добротолюбие в русском переводе, - полное, в том составе, какой имеет оно на греческом языке» (т. 7, с. 7).

493. «Это книга [„Добротолюбие“], составленная в удовлетворение духовных потребностей… Читающие ее знают, какие сокрыты в ней сокровища духовной мудрости: читают и услаждаются» (т. 7, с. 7).

494. «…у св. Антония в прежнее Добротолюбие взяты только его наставления в 170 главах… Св. Макарий там опущен… Из Исаии отшельника там имеются только 27 глав - кратких изречений; здесь помещаются все известные его 29 глав в новом переводе с латинского. То же сделано в отношении ко Евагрию и св. Марку подвижнику» (т. 7, с. 8).

495. «Предлагается читателям первая книга Добротолюбия, в новом его составе. В нее входят: 1) писания св. Антония; 2) извлечения из бесед св. Макария; 3) слова Исаии отшельника; 4) писания Евагрия монаха; 5) наставления св. Марка подвижника. В таком порядке статьи идут и в греческом Добротолюбии. В нашем вносится только св. Макарий, а св. Кассиан… отлагается в новом до следующей книги» (т. 7, с. 9).

496. «…Мне хорошо. Дюже хорошо. Переводить начал Добротолюбие - с греческого» (т. 7, с. 29).

497. «Что вы спрашивали о Добротолюбии, - что туда войдет?.. Из тех отцов, которые переведены, делать экстракт - в виде теорий подвижничества; так взять из св. Ефрема, Исаака Сирина, из Варсонофия, из св. Златоуста, из Нила. Лествицу вновь перевесть с прибавлением всех толкований, Аск. Писания Максима исповедника, Феодора Студита, Симеона нового Богослова…» (т. 7, с. 63).

498. «Второй выпуск [Добротолюбия] - я думал составить из уставов Пахомия, Василия Великого, св. Венедикта и Кассиана. Теперь вижу, что Кассиан один составил большую книгу» (т. 7, с. 86).

499. «Книги мои все приняты афонцами. Они и далее печатать будут с небольшою платою. Теперь идет у них 3 т. Добротолюбия. Еще немножко и будет готов 4 т. Все - поучения св. Феодора Студита. Перечитываю. Кончу, и возьмусь за 5 т. Сюда войдет все, что есть в греческом Добротолюбии» (т. 7, с. 207).

500. «У афонцев на руках два новых тома Добротолюбия… Между тем готовится еще том - последний. Какия мудреные статьи. Мудреные по языку, но премудрее по содержанию. Несколько глав пропустил по непонятности их - у Никиты Стифата… Теперь Григорий Синаит… тоже мудрейший и премудрейший… Скоро конец. Что то даст св. Палама?.. Тогда залягу и буду отдуваться, как взлезавший на Синай или на Афонский пик…» (т. 7, с. 207).

501. «…хочу спешить, но не спешится. Потому что очень мудрена фразеология св. отцев. Думал, что легче будут Каллист и Игнатий. Нет, и они не легче» (т. 7, с. 209).

502. «А у меня трехдневный звон - ради окончания Добротолюбия. Пятый том кончен и приготовлен к отправке в Москву для переписи… 4-й том пошел в цензуру. 3-й отпечатан и лежит в Шацке, тоже ожидая дороги…» (т. 7, с. 211).

503. «Посылаю вам 4-й том Добротолюбия, с искренним желанием вам найти в нем и для себя добрые руководительные указания на пути жизни» (т. 7, с. 252).

504. «Да - это мною составленный сборник - Добротолюбие!.. Извольте читать и углубляться» (т. 8, с. 23).