Святитель Феофан и книги

mpi2014

О молитве

 

588. «Существо же молитвы Иисусовой то и есть, чтобы умом в сердце стоять пред Богом. В посылаемой книге (сборник о молитве и трезвении…), много об этом говорится» (т. 1, с. 10).

589. «Спрашиваете о молитве Иисусовой? Читайте в книгах. Все написано» (т. 1, с. 17). 

590. «Желаете навыкнуть молитве Иисусовой по образцу, прописанному в оной книге (Рукопись Афонская: „Искатель непрестанной молитвы“. Есть и печатная книга). Добре! Бог благословит!» (т. 2, с. 192).

591. «В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце (на языке навязнет - это одно, а внедрится в сердце - это другое); тогда она придает бодрости и сон прогоняет» (т. 3, с. 193).

592. «Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне, к сожалению, перестали это печатать» (т. 4, с. 228).

593. «У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой или находящей молитвы» (т. 4, с. 241).

594. «Что написано у Св. Симеона Нового Богослова о неисправной молитве, то совершенно верно…» (т. 5, с. 183).

595. «В это же время можно им предлагать молиться коротенькими молитовками, указав образец их в 24 молитовках св. Златоуста, и разрешив ему набирать и другие подобные молитовки из Псалмов…» (т. 5, с. 198).

596. «Все наши 7 дневных служб переложите на молитву Иисусову с поклонами. Образчик для сего возьмите - в следованной псалтири, - в конце очертания правил на каждый день - келейных...» (т. 6, с. 169).

597. «Да ведает, что молитва истинно духовная прививается благодатию. Пусть прочтет в „Добротолюбии“ сказание о Максиме Капсокаливите и ему подражает. Два года молился от души, не употребляя ничего особенного… и получил искомое в одно мгновение» (т. 6, с. 175).

598. «О художественном делании молитвы Иисусовой речь началась с Григория Синаита в 13 и после - веке» (т. 7, с. 86).

599. «Об умной молитве… Хорошо бы писать; да сил недостает. Это надо мужу молитвеннику сделать. Вот преосвященный Игнатий писал. Пусть удовольствуются этим… А оптинский Макарий в одном письме очень не благоволительно отнесся… к тем, кои цепляются за это дело с вычурными приемами» (т. 7, с. 96).

600. «Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва… Просите книжку… Какую? Вспомнил, что у меня есть одна книжка - маленькая преосв. Гермогена… Это он сам себя утешал по смерти жены своей. Посылаю ее» (т. 8, с. 103).

601. «Читайте книги все о молитве, - и размышляйте о ней» (т. 8, с. 195).