Святитель Феофан и книги

mpi2014

Рекомендации и советы к чтению духовных книг

 

553. «Читайте у св. Димитрия Ростовского об этом [о помыслах] статью, в первом томе его творений» (т. 1, с. 46).

554. «Пересмотрите все пункты св. Антония, где он говорит об уме. Все, что он говорит об уме, я отношу к духу…» (т. 1, с. 99).

555. «Прочитайте статью св. Димитрия Ростовского - о хульных помышлениях. А вот и жизнь св. Нифонта - как долго его томил подобный вашему дух» (т. 1, с. 154).

556. «Читайте препод. Варсануфия и Иоанна. Там определены все случайности и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда» (т. 2, с. 177).

557. «Науку о сем, то есть о брани с помыслами добре преподал Исихий Иерусалимский. Приобретите книжку его и изучите» (т. 3, с. 121).

558. «Возьмите книжку Исихия Иерусалимского о трезвении... Там все увидите, и потому, как там прописано, действуйте» (т. 3, с. 124).

559. «Для умножения ведения вашего о духовных делах читайте Варсануфия и Иоанна - ответы. Это лучшая руководительная книга» (т. 3, с. 126).

560. «Как вообще управляться с помыслами, смотрите у Аввы Исихия Иерусалимского и у Фелофея Синайского. Там прописана полная о сем наука…» (т. 3, с. 212).

561. «Прочитывайте каждый день что-нибудь из отцев аскетов, кроме Евангелия и Апостола. Это будет освежать память» (т. 3, с. 214).

562. «Есть у вас книга Варсонофия и Иоанна? Там много решается подобных вопросов. Просматривайте… Что вы вычитали в Афонских листках и что слышится вам внутри в вашей совести, то - святые правила, от коих мир душевный устрояется и держится» (т. 3, с. 223).

563. «Вам по сердцу пришелся Симеон Новый Богослов. Читайте же его чаще» (т. 3, с. 227).

         564. «…В книжке „Невидимая брань“ есть добрые на этот раз наставления. Много их у Варсонофия и Иоанна и св. Лествичника. Просматривайте почаще эти книги» (т. 3, с. 245).

565. «Кажется у Лествичника написано: первый прием против серчания - молчание уст» (т. 4, с. 28).

566. «Читайте св. Григория Паламу… и все в этом томе идет к вам! Вникайте и прилагайте к себе!» (т. 4, с. 100).

567. «Хорошо вы сделали, что взялись снова прочитать св. Симеона. - Это самый отрезвительный отец… Стало быть книги читает у вас шкап книжный; а вы только иногда посматриваете на них снаружи. - Нет, вы все перечитывайте их одну за другою…» (т. 4, с. 124).

568. «Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Св. Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет» (т. 4, с. 146).

569. «Читаете Макария Егип[етского]… Воистину он море мудрости духовной… А после него найдите - Исаака Сирианина…» (т. 4, с. 147).

570. «Потрудитесь прочитать 60 слово Исаака Сирианина о разных приемах, какие употребляет враг в борьбе с ищущими Господа» (т. 4, с. 172).

571. «Читайте Макария Великого, и особенно Лествицу, где много сказано о различении помыслов» (т. 4, с. 173).

572. «Прочитайте повнимательнее у Лествичника о смирении и тщеславии, и все у себя по тому разберите, и из средств, какие там указаны, выберите себе пригодные, и исполняйте их» (т. 4, с. 184).

573. «Есть ли у вас книга - ответы Варсонофия и Иоанна? Как много там случаев и внутренней и внешней жизни разобрано! Хорошо бы вам достать ее. Недавно вышел Устав Нила Сорского. Тоже и этот хорош и многополезен для внимающих себе» (т. 4, с. 194).

574. «Разверните Исаака Сирианина и пересмотрите все статьи его о смирении» (т. 4, с. 197).

575. «Посмотрите, Лествичник говорит, что тщеславие как колючка, как ни поверни, все остном вверх, и колет…» (т. 4, с. 198).

576. «Велите прочесть для вас житие святого Досифея, ученика аввы Дорофея» (т. 4, с. 242).

577. «Обращаюсь к вам с вопросом аввы Дорофея к Досифею. Прочитали ль вам это житие? Оно сходно с вашим. Даруй, Господи, чтоб и конец был такой же» (т. 4, с. 244).

578. «Второй вопрос - о смущаемой хульными помыслами. Как ей быть?! Дайте ей прочитать св. Димитрия Ростовского об этом предмете. Потом сами с нею прочитайте сию статью» (т. 4, с. 247).

579. «Прочитайте Исихия - о трезвении. Труд и постоянство в труде однообразном все преодолевает» (т. 5, с. 31).

580. «Я догадываюсь, что нет у вас Макария Великого. Достаньте. Он будет вам очень помощен в разъяснении того пункта… что все от Бога, по трудах наших» (т. 5, с. 35).

581. «Св. Макария когда получите в руки, извольте читать сначала… 9, 19 и 29 беседы, потом 15, 26 и 27 и все сие - не яко пономарь… Дальше, что хотите, а эти хорошенько заучите» (т. 5, с. 36).

582. «Спрашиваете, что значат слова св. Лествичника: „невозможно лишенному простоты увидеть когда-либо смирение“. Смысл этого можно было бы определить лучше, если бы знать, где это изречение находится и прочитать все в связи…» (т. 5, с. 86).

583. «Есть у вас Симеон - Новый Богослов? - Возьмите и читайте его снова, если читали. Если нет, купите у Афонцев и читайте, хоть перый том. - Он очень научает страху Божию» (т. 5, с. 174).

584. «Читать надо. Читайте паче св. Исаака… или сборник о молитве… Читайте не много, да много… Обращайте в вопрос читаемое и решите его наперед сами… Потом читайте… Читание таким образом растворится с богомыслием» (т. 6, с. 119).

585. «Беретесь читать Петра Дамаскина и св. Исаака Сирианина… Добре! Я бы вам вот что посоветовал: повторите Симеона нового богослова… одну первую часть. Затем прочитайте в книге о трезвении и молитве - Златоуста, Исихия, Филофея Син.[айского]. Тут и Исаак. Это очень поновит энергию… Лучше св. Симеона никто не разожжет энергию» (т. 6, с. 185).

586. «О сновидениях какие отцы говорят, не припомню. Они не благоволят к ним. Посмотрите у Варсанофия и Иоанна; у Лествичника. Кажется, у Исаака Сириана есть» (т. 7, с. 115).

587. «Из книг Собеседника - просмотрите статью о людях Божиих, - из Кельсиева сборника - о скопцах…» (т. 8, с. 176).